Субъективное переживание состояния счастья и внутренней удовлетворенности женщины как фактор успешной сепарации с ребёнком

Библиографическая ссылка: Сорокина Е.Н. Субъективное переживание состояния счастья и внутренней удовлетворенности женщины как фактор успешной сепарации с ребёнком.// Современные исследования в психологии и педагогике. Экономика. Социология. Право:  материалы международной научно-практической конференции (1 октября-8 октября 2020г) Новороссийск — Астрахань. Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса» (Саратов) , 2019 — 93 с. (с. 32-45)

Современный мир меняется с большой скоростью и изменения касаются не только внешних социальных факторов, но и заставляют личность сталкиваться с новыми вызовами реальности. 

В рамках данной статьи нас интересует состояние женщины-матери в современном обществе и влияние ее состояния на сепарационные процессы с ребенком. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что имеющиеся исследования женщины-матери в психологии чаще всего рассматривают материнство в контексте детско-родительского  взаимодействия. Выделяются материнские качества и характеристики материнского поведения их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы. Все это рассматривается в аспекте определенного возраста ребенка, в результате чего сами материнские качества, состояния, не всегда легко сопоставить межу собой [1. c.7] и субъективность переживаний женщины, ее уровень счастья, удовлетворенности своим материнством оказывается мало-исследована. 

Вместе с тем, значительные количества исследований в области взаимодействия матери и ребенка, особенно в период их диадической связи, представленные в работах М. Малер, Ф. Пайн, К.Хорни, Дж.Боулби, Э. Эриксона, показывают, что процесс установления связи матери и ребенка, а так же успешное прохождение ими фаз сепарации оказывается исключительно значимым фактором индивидуации и формирования основ личности ребенка [2. с.28]. Вместе с тем, успешность того процесса определяется состоянием матери, влияющим на критерии ее сезитивности и респонсивности в отношении потребностей ребенка.

Позиция матери за последние годы претерпела ряд серьезных изменений. Возросло количество требований к женщине со стороны социума. Роль матери уже предполагает не только то, что женщина выносит, родит, выкормит ребенка, обеспечит его базовые потребности, но в понятие «хорошей матери», к которому стремятся современные женщины, входит забота о многообразии развивающих занятий, посещение детских кружков, секций, занятия с ребенком дома, включённость в его игровую деятельность и многое другое, пропагандируемое средствами массовой информации как образец материнства. Вместе с тем, по данным С.Ю. Мещеряковой, лишь 25% матерей обнаруживают высокий уровень психологической готовности к материнству и эффективности последующего материнского поведения. [3. с.27]

Транслируемые в СМИ и интернете образы успешных в карьере и воспитании детей, ухоженных и стройных сразу после родов, всегда улыбающихся, довольных матерей из среды профессиональных блогеров, кинозвезд,  дают притягательные, но сложно реализуемые для большинства обычных женщин стандарты. Идеология мамизма порождает соревновательность и сравнивание себя с селебрити, что в свою очередь еще больше угнетает женщин-матерей [4, с.42], уводя их от переживания психологического благополучия и удовлетворенности своим материнством, от состояния счастья.

Вместе с тем, женщина достаточно часто оказывается сегодня в ситуации социальной изоляции, фактически находясь с ребенком 24/7 без полноценного общения с другими взрослыми людьми. Если раньше в воспитании ребенка участвовали отцы,  бабушки, другие члены общины, то сегодня женщина зачастую оказывается в ситуации «сама родила — сама справляйся». Старшее поколение часто продолжает трудовую деятельность, либо ведет активный образ жизни «для себя», отец часто работает ненормированно и почти не участвует в воспитании ребенка, либо отсутствует в жизни матери и ребенка вовсе. 

На сегодняшний день существует противоречие междудекларируемой социальной значимостью статуса материнства и реальными возможностями его реализации женщиной в современном обществе, что нередко порождает возникновение  многих психологических проблем в процессе взаимодействия матери и ребенка.  [5. С. 5] Отношение общества к ее эмоциональным потребностям матери, трудностям материнского труда сегодня достаточно требовательное, но отстраненное.   Культура поддержки матери в воспитании ребенка падает. А уровень требовательности, напротив, активно растет.

Действие многочисленных стрессогенных факторов, как объективных, так и субъективные, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопления усталости, что ведет к истощению мамы и, как следствие, к эмоциональному выгоранию. [6. с. 89]

Одновременно с падением уровня поддержки, растет требовательность к себе. Высокий уровень детоцентризма в обществе заставляет женщин стремиться к определенному перфекционизму в выполнении материнских функций. Многие женщины сегодня, получив свободный доступ к психологической и педагогической информации, ранее доступной только специалистам, спешат найти у себя все «диагнозы» и признаки неблагополучия, боятся травмировать ребенка, недодать ему любви и заботы, стараются стать «идеальной матерю».  Вместе с тем, как показывают исследования, развитию послеродовой депрессии способствуют как раз такие личнстностые черты, как перфекционизм, склонность подавлять свои чувства и отсутствие умения просить помощи у других, избыточная ответственность [7. с.11]  Некоторые стремятся компенсировать в материнстве собственные дефициты, травмы, полученные в детско-родительской семье. Все это вызывает высокий уровень внутреннего конфликта, требовательности к себе при явной дефицитарности ресурса. 

Сравнительно недавно материнство как феномен жизни женщины,  непосредственно связанный с развитием ребёнка и вопросы сопровождения женщины во время беременности и первые годы жизни стал предметом научного исследования. (Добряков И.В., Завьялова Ж.В., Коваленко Н.П., Ланцбург М.Е., Мухамедрахимов Р.Ж., Филиппова Г.Г. и другие) Однако, исследования показывают, что на всех этапах онтогенеза развитие ребенка осуществляется как взаимодействие двух рядов факторов: роль внешних факторов на ранних этапах развития ребенка играет мать, роль внутренних факторов — генетическое обеспечение индивидуального поведения, и качественное преобразование последнего соответственно логике развития ребенка. [1, с.32] Таким образом особенности развития ребенка неразрывно связаны с выполнением  женщиной материнских функций, важнейшими из которых оказываются эмоциональный обмен и поддержка, обеспечивающие когнитивные и эмоциональное развитие ребенка, формирование механизмов привязанности, качество которой в дальнейшем влияет на все уровни отношений формирующейся личности ребенка. [8, с.41]

Таким образом, мы видим, что состояние матери, ее ресурсный эмоциональный фон,  особенно в период диадических отношений с ребёнком, оказывается важным фактором его развития и закладывает предпосылки влияния на его дальнейшую жизнь. Состояние внутреннего психологического благополучия и счастья непосредственно влияет на качество выполняемого ею материнского труда [9 с.29], такие как: контейнировать эмоции ребёнка, быть чуткой и отзывчивой к его потребностям, быть эмоционально доступной  к его обращениям. Именно это позволяет матери и ребенку построить в диаде надежный тип привязанности. 

Под ресурсным эмоциональный фоном мы понимаем такое состояние женщины-матери, которое позволяет ей чувствовать психологическое благополучие в основной период времени. Состояние, где она ассоциирует себя с эмоционально позитивно-окрашенными ролями и получает преимущественно  удовольствие  от взаимодействия с ребёнком. Ещё одним значимым фактором ресурсного эмоционального фона мы видим состояние внутреннего спокойствия, мира, уверенности, целостности, которые позволяют  женщине оставаться эмоционально-устойчивой, предсказуемой и последовательной средой для развития ребенка, при этом сохраняя собственную удовлетворенность материнством [10, с.1227]

Вместе с тем сегодня мы видим достаточно высокий процент нарушений привязанности, связанных с неблагополучным прохождением репарационных процессов, где формируется симбиотический тип привязанности между матерью и ребенком. [11. с.23]

Как показали результаты проведенных нами 64 интервью с матерями детей младшего и дошкольного возраста, 59.4% мам отмечают, что ребенок является для них эмоциональным ресурсом, 64% опрошенных отмечали, что они испытывают высокий уровень тревоги при расставании с ребенком,  48.4% мам отмечают, что испытывают дискомфорт, когда ребенок отвергает их включённость в его деятельность и хочет выполнять что-то сам, 75% женщин отметили, что отношения с ребенком для них являются эмоционально более значимыми, чем отношения с мужем и другими близкими. Это позволяет нам предположить тот факт, что большой процент матерей имеет тенденцию к нарушениям сепарационного процесса с ребенком. Показательно, что 54.6% женщин, участвовавших в интервью, отметили, что чаще 2-3 раз в неделю переживают состояние подавленности, эмоционального опустошения, неудовлетворенности собой. Очевидно, что в этом случае мама использует тесную связь с ребенком как эмоциональную поддержку. 

Нами было проведено исследование, направленное на исследования переживания женщинами-матерями состояния счастья и разных ролей в материнстве.  В исследовании приняли участие 139 женщин в среднем возрасте  от 32 до 42 лет  с детьми в возрасте от года до 18 лет, 79.9% опрошенных женщин замужем, 7.2% разведены, 7.9% имеют повторный брак, 2.2% не были замужем.  В качестве основного метода получения эмпирических данных применялась авторская анкета, состоящая из 14 вопросов, направленных на выявление субъективного ощущения счастья, факторах, которые влияют на показатель счастья, оценку отношений с детьми и собственной матерью, время проводимое с детьми, наличие помощников, выявление ролей, которые женщина проживает в своем материнстве, и уровня удовлетворенности материнством.

Абсолютное большинство женщин отметили, что именно материнство влияет больше всего на их ощущение счастья (78.7%) Так же значимыми оказались сферы отношения с мужчиной (73%) и самореализация (70.9%) Таким образом мы можем сделать вывод о том, что внутри-психологические  и межличностно-коммуникативные факторы оказываются доминирующими для ощущения счастья у большинства современных женщин-матерей. 

Так же этот вывод подтверждают ответы на вопросы «что мешает вам в данный момент оценить уровень своего ощущения счастья на 10» и «чего не хватает для вашего ощущения счастья на 10»?

89% респондентов отметили аспекты, связанные с внутренними факторами, среди них наиболее часто упоминались такие как: недовольство, собой, те или иные негативные эмоциональные состояния: тревога, раздражение, недовольство, чувство вины. Так же 67% респондентов отметили нехватку навыков эмоциональной саморегуляции; самоедство, внутреннюю незрелость, эмоциональное выгорание, неуверенность в себе, усталость, состояние внутренней опустошенности. 

47% опрошенных выделяли так же аспекты, связанные с межличностными факторами: конфликтность в  отношениях с детьми, мужем, собственными родителями, неудовлетворенность в супружеских отношениях. 53% опрошенных выделяли следующие внешние факторы: проблема с финансами, отсутствие собственного жилья, поиск работы, увольнение с работы, внешняя неопределенность в связи с пандемией, отсутствие помощников. 

Вместе с тем, исследование показало, дефицитарность у большинства респондентов ведущих факторов счастья. 78% женщин-матерей описали свое внутреннее состояние в негативных вербальных категориях,  таких как: состояние «выжатого лимона», недовольство собой, хроническую усталость, эмоциональное выгорание, отсутствие внутреннего равновесия и счастья, опустошение. 

Основными причинами, мешающими оценить уровень своего счастья на 10 женщины отмечают: состояние внутреннего опустошения, внутренние сомнения в своих действиях как матери, отсутствие времени на себя, чувство неопределенности в будущем, суета, нарушения в отношениях с мужем и детьми, отсутствие профессиональной и личностной самореализации, зависимость от детей.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет тот факт, что большинство женщин-матерей, принявших участие в исследовании, оценили  свое субъективное ощущение счастья от жизни достаточно позитивно, большая часть респондентов отметила его в диапазоне 5-9 , максимальное число респондентов пришлось на отметку 7. 

Абсолютное большинство прошедших исследование выделили материнство как сферу жизни, которая больше всего влияет на их ощущение счастья, но при этом полную удовлетворенность материнской сферой отметили только 18.7% респондентов. Большое количество матерей  22.3% отмечают частые перепады состояния от огромной радости до полного упадка сил и апатии.  7.2 % опрошенных отметили эмоциональное выгорание, 10.1% респондентов отмечают постоянную тревогу, 16.5% респондентов часто испытывают раздражение, 10.8% отмечают ощущение, будто бы они потеряли свою собственную жизнь, 7.2% испытывают постоянное напряжение, 7.2% испытывают желание сбежать на край света чаще одного раза в неделю. 

Это приводит нас к предположению  о том, что женщины в оценке своего состояния счастья в значительной степени находятся под влиянием общественного стереотипа о том, что женщина-мать должна быть счастлива. Они во-многом склонны преувеличивать уровень своего состояния счастья, исходя из этого стереотипа. 

Подтверждением нашей гипотезы так же оказывается проективная методика, в которой мы попросили женщин, принявших участие в опросе, выделить ведущие роли, которые они чаще всего выполняют в повседневной жизни. Среди предложенных вариантов были как эмоционально-нейтральные варианты (мама, повар, партнер по играм, жена, покупатель, учитель, аниматор), так и негативно эмоционально-окрашенные (эмоциональный горшок, загнанная лошадь, надсмотрщик, плохой полицейский). И роли эмоционально-окрашенные позитивно (волшебница, вдохновитель, творец). Часть предложенных ролей была направлена на выявление уровня ответственности женщины (за всех ответственны, тот, кто принимает решения). 

В итоге мы видим, что абсолютное большинство выделили роль мамы (96.4%), что еще раз подтверждает, что материнство оказывается ведущей ролью в которой женщина себя ощущает, становясь мамой. Она оказывает на ее миро и само-восприятие ведущее влияние, выделяется в её само-репрезентации.

При этом значительное число женщин выделили эмоционально-негативно окрашенные роли: плохой полицейский — 18.7% загнанная лошадь — 23%, эмоциональный горшок — 19.4%, козел отпущения — 6,5%, плохой полицейский — 18.7%

При этом мы отметили, что только 31.8% женщин, отметивших негативно-окрашенные роли поставили отметку оценки своего состояния счастья 5 и ниже. Остальные 67.2% респондентов, отметивших эти роли, поставили оценки своего состояния счастья как 6 и выше. На наш взгляд это может свидетельствовать о том, что при оценке состояния счастья у женщины проявляются механизмы психологической защиты, а так желание соответствовать социально-одобряемому и социально-ожидаемому образу «счастливой матери». Но фактически состояние психологического благополучия женщины-матери в современном обществе намного ниже. 

Так же интересным представляется тот факт, что большой процент женщин отметили себя в роли того, кто принимает решения (40.3%), и в роли за всех ответственный (33.1%). Это может на наш взгляд свидетельствовать о высокой тенденции к гиперответственности у современных женщин-матерей. Что может коррелировать с динамикой эмоционального выгорания, ощущением себя без сил, общим чувством усталости и тревоги, которые многие респондентка отмечали как факторы, мешающие оценить свое состояние счастья на 10.

 Интересным оказался факт, что 61% женщин, отметивших себя в роли того кто за все отвечает и 54% женщин, которые выступают в роли плохого полицейского или надсмотрщика отметили себя так же в роли загнанной лошади. Исходя из этого мы можем увидеть, что значительная часть женщин  несет на себе избыточную, невротизирующую ответственность, ведущую к снижению ощущения психологического благополучия и счастья, к эмоциональному истощению. 

Так же нами было проведено исследование в рамках проекта Интуитивное Материнство по оценке влияния субъективного переживания состояния счастья и уверенности матерей-участниц проекта на сепарационный процесс с ребенком. Исследование проводилось в форме интервью с 64 женщинами (указанная ранее группа) до и после  прохождения ими  5 занятий Школы Интуитивного Материнства, посвященных возрастным потребностям и особенностям развития ребенка, информации о роли мамы на каждом из этапов и практикам эмоциональной разгрузки для матерей.  В ходе интервью женщин попросили оценить по 10 больной шкале следующие параметры: уверенность в своих действиях при воспитании ребенка; уверенность в себе как в маме; позитивность эмоционального фона в течение дня, проведенного с ребенком, состояние счастья.

В итоге у 81.2% мам показатели уверенности в своих действиях возросли после пройденного курса занятий более чем на 3 пункта, у 75% мам повысилась более чем на 3 пункта уверенность в себе как в маме, 67.1% мам отметили более чем на 3 пункта повышение показателей позитивности эмоционального фона и 54.6% так же показали увеличение субъективного переживания счастья. 

Эта же экспериментальная группа в ходе повторного интервью показала снижение всех показателей уровня сепарационной тревоги с ребенком, снижение уровня переживаний в момент самостоятельного, автономного или протестного поведения ребенка. Так же снизился процент женщин, рассматривающих ребенка как эмоциональный ресурс с 59.4% до 32.8%.

В связи с этим мы приходим к следующим выводам: 

    1.    Состояние счастья  — субъективное переживание женщины, обусловленное рядом внутренних и внешних факторов, сильно подверженное социальным ожиданиям. Существует значительный разрыв меду внешней репрезентацией уровня счастья женщиной-матерю и ее внутренним состоянием. Вполне вероятен тот факт, что женщина не осознает этот разрыв, что может формировать высокий уровень бессознательного внутреннего конфликта с материнской сферой, чувство вины за то, что она чувствует себя «не правильно», хотя формально счастлива. Подобные чувства женщины озвучивают достаточно часто во время консультационной работы. И на наш взгляд помочь женщине увидеть реальную неудовлетворенность — это первый шаг к тому, чтобы построить маршрут стратегии поддерживающей практики. Однако эта гипотеза требует дальнейшего экспериментального исследования.

    2.    Высок уровень эмоционального выгорания женщин-матерей, при этом нами была отмечена некоторая закономерность между возрастом ребенка и жалобами матери на эмоциональное выгорание. 76% женщин, указавших эмоциональное выгорание как фактор, мешающий их ощущению счастья, имеют детей младенческого, младшего или дошкольного возраста. На наш взгляд это может быть связано с особо высоким уровнем потребности ребёнка в эмоциональном обмене с матерью в этот период. Однако, как показывает консультационная практика, значительное количество женщин, обращающихся за психологической поддержкой, имеют низкий уровень навыков контейнирования эмоций ребенка и навыков эмоциональной саморегуляции. В данном направлении нам представляется интересным дальнейшее исследование корреляции эмоциональных компетенций материнского труда и уровнем эмоционального выгорания матери. Вместе с тем, рост уверенности матери в себе и в своих действиях по воспитанию ребенка значительно влияет на общий эмоциональный фон ее взаимодействия с ребенком, снижает уровень ее ожиданий от ребенка как от источника собственного эмоционального ресурса. Мы предполагаем, что это облегчает сепарационный процесс матери и ребенка. 

    3.     Уровень уверенности матери в своих воспитательных действиях и в самой себе как матери оказывает значительное влияние на ее готовность к проживанию сепарации ребенка. Повышение доверие к себе ведет так же к повышению доверия к ребенку. Однако нам представляется интересным продолжить исследование взаимосвязи состояния матери и сепрационного процесса между матерью и ребенком в раннем и дошкольном возрасте.

Литература

1. Филиппова Г.Г. Психология материнства.  М.: Юрайт, 2020. 212с.
2. Малер Маргарет С., Пайн Фред. Бергман Анни. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. М.: Когито-Центр, 2011. 413 с.
3. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.// Вопросы психологии 2000 №5 с. 26-31
4. Назаров Н.А.  Материнство в современной западной социологической дискуссии. //Женщина в российском обществе 2016 №3 (80) с. 39-53
5. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального выгоариня у матерей в психологии личности.
6. Базалева Л.А. Отношение матери к ребенку в связи с эмоциональным выгорающем. Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №6/2009 с. 88-83
7. Якупова В.А. Роль психологических и физиологический условий материнства в развитии послеродовой депрессии. Российский психологический журнал. 2018. Том 15 №1 с.10-17
 8. Карл Хайнц Бриш. Терапия нарушений привязанности. Москва . Когито-центр 2014. — 316с.
9. Е.В. Матвеева. Качество материнской позиции у современных российских женщин. Вестник гуманитарного образования. 2015 №3 Вятский государственный университет. 
10. Е.И. Захарова, Н.Ю. Калачёва. Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского общественные науки №28 2012 с.1226-1233
11. Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации. Психология.  с. 20-26