Библиографическая ссылка: Сорокина Е. Н. Факторы счастья в психологии современной женщины-матери. (8 сентября конференция ИПТ) 

Современная реальность заставляет научное сообщество, изучающие личность человека все более задумываться о феноменологии счастья как ведущего качественного показателя, пронизывающего все аспекты человеческой жизни. Вторая половина XX века ознаменовалась целой плеядой работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р.Мэй, Г. Оплот, Э.Эриксон, К.Роджерс, В.Франк и др.), связанные с проблематикой счастья.

Феномен счастья связан с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном [1. С. 198] И в этом контексте мы видим, что для большинства женщин в понятие счастья неизменно входит представление о ценностях материнства. Однако сегодня медийное пространство, внутри которого появилось достаточно большое количество сообществ, форумов, родительских групп, показывает насколько сложным, многогранным переживанием, далеко не всегда окрашенным позитивно, часто связанным с комплексной неудовлетворенностью собой, своей жизнью, своей материнской ролью,  оказывается материнство современной женщины.

Транслируемые в СМИ и интернете образы успешных в карьере и воспитании детей, ухоженных и стройных сразу после родов, всегда улыбающихся, довольных матерей из среды профессиональных блогеров, кинозвезд,  дают притягателные, но сложно реализуемые для большинства обычных женщин стандарты. Идеалогия мамизма порождает соревновательность и сравнивание себя с селебрити, что в свою очередь еще больше угнетает женщин-матерей [2. с.42], уводя их от переживания психологического благополучия и удовлетворенности своим материнством, от состояния счастья.

Сравнительно недавно материнство как феномен жизни женщины,  непосредственно связанный с развитием ребёнка и вопросы сопровождения женщины во время беременности и первые годы жизни стал предметом научного исследования. (Добряков И.В., Завьялова Ж.В., Коваленко Н.П., Ланцбург М.Е., Мухамедрахимов Р.Ж., Филиппова Г.Г. и другие) Однако, исследования показывают, что на всех этапах онтогенеза развитие ребенка осуществляется как взаимодействие двух рядов факторов: роль внешних факторов на ранних этапах развития ребенка играет мать, роль внутренних факторов — генетическое обеспечение индивидуального поведения, и качественное преобразование последнего соответственно логике развития ребенка. [3. с.32] Таким образом особенности развития ребенка неразрывно связаны с выполнением  женщиной материнских функций, важнейшими из которых оказываются эмоциональный обмен и поддержка, обеспечивающие когнитивные и эмоциональное развитие ребенка, формирование механизмов привязанности, качество которой в дальнейшем влияет на все уровни отношений формирующейся личности ребенка. [4. с.41]

Таким образом, мы видим, что состояние матери, ее ресурсный эмоциональный фон,  особенно в период диадических отношений с ребёнком, оказывается важным фактором его развития и закладывает предпосылки влияния на его дальнейшую жизнь. Состояние внутреннего психологического благополучия и счастья непосредственно влияет на качество выполняемого ею материнского труда [5 с.29], такие как: контейнировать эмоции ребёнка, быть чуткой и отзывчивой к его потребностям, быть эмоционально доступной  к его обращениям. Именно это позволяет матери и ребенку построить в диаде надежный тип привязанности. 

Под ресурсным эмоциональный фоном мы понимаем такое состояние женщины-матери, которое позволяет ей чувствовать психологическое благополучие в основной период времени. Состояние, где она ассоциирует себя с эмоционально позитивно-окрашенными ролями и получает преимущественно  удовольствие  от взаимодействия с ребёнком. 

Ещё одним значимым фактором ресурсного эмоционального фона мы видим состояние внутреннего спокойствия, мира, уверенности, целостности, которые позволяют  женщине оставаться эмоционально-устойчивой, предсказуемой и последовательной средой для развития ребенка, при этом сохраняя собственную удовлетворенность материнством [6, с.1227]

Нет сомнения в том, что на состояние счастья матери влияют разные группы как внешних, так и внутренних факторов влияния. Нам представляется логичной выделить 3 группы факторов, влияющих на состояние счастья и психологического благополучия в жизни женщины-матери. Первая группа факторов -это внешние факторы, такие как финансовое положение, бытовые условия жизни, политическая обстановка, наличие или отсутствие помощников.  Мы назвали их социально-экономические факторы.

Вторая группа факторов связана с внутренним самоощущением женщины-матери, и мы назовём её внутри-психические факторы. Среди них мы можем выделить такие как: самооценка, самореализация, ощущение внутренней зрелости. 

Не менее значимой оказывается и третья группа факторов, связанная с системой личных взаимоотношений женщины разного уровня и порядка: с родными, близкими, друзьями, коллегами. Эту группу факторов мы назовём межличностно-коммуникативные факторы. Среди которых нужно выделить: уровень конфликтности, близости, взаимопонимания, поддержки, здоровой иерархии  с детьми, мужем, родителями.  

Нами была поставлена цель провести исследование среди современных русскоязычных женщин-матерей, имеющих детей разного возраста и выявить их субъективный уровень  переживание счастья, его связь с материнской сферой.

Основной интерес для нас составляли последние 2 группы факторов: внутри-психологические и меличностно-коммуникативные как те, на которые моет быть направлена возможная помогающая практика. Поскольку как показывают исследования, современная женщина-мать, оказываясь в ситуации социальной изоляции, обеднения и эмоциональных контактов с другими взрослыми и испытывает высокий уровень стрессовой нагрузки, повышенной ответственности за ребёнка, что однозначно показывает, что она нуждается  в психологическом сопровождении и поддержке для восполнения своего психо-эмоционального ресурса. [7, с.24]

Нами было проведено исследование в группе из 139 женщин в среднем возрасте от 32 до 42 лет  с детьми в возрасте от года до 18 лет, 79.9% опрошенных женщин замужем, 7.2% разведены, 7.9% имеют повторный брак, 2.2% не были замужем. 

В качестве основного метода получения эмпирических данных применялась авторская анкета, состоящая из 14 вопросов, направленных на выявление субъективного ощущения счастья, факторах, которые влияют на показатель счастья, оценку отношений с детьми и собственной матерью, время проводимое с детьми, наличие помощников, выявление ролей, которые женщина проживает в своем материнстве, и уровня удовлетворенности материнством.

Абсолютное большинство женщин отметили, что именно материнство влияет больше всего на их ощущение счастья (78.7%) Так же значимыми оказались сферы отношения с мужчиной (73%) и самореализация (70.9%) Таким образом мы можем сделать вывод о том, что внутри-психологические  и межлично-коммуникативные факторы оказываются доминирующими для ощущения счастья у большинства современных женщин-матерей. 

Так же этот вывод подтверждают ответы на вопросы «что мешает вам в данный момент оценить уровень своего ощущения счастья на 10» и «чего не хватает для вашего ощущения счастья на 10»?

 89% респондентов отметили аспекты, связанные с внутренними факторами, среди них наиболее часто упоминались такие как: недовольство, собой, те или иные негативные эмоциональные состояния: тревога, раздражение, недовольство, чувство вины. Так же 67% респондентов отметили нехватку навыков эмоциональной саморегуляции; самоедство, внутренняю незрелость, эмоциональное выгорание, неуверенность в себе, усталость, состояние внутренней опустошенности. 

47% опрошенных выделяли так же аспекты, связанные с межличностынми факторами: конфликтность в  отношениях с детьми, мужем, собственными родителями, неудовлетворенность в супружеских отношениях. 

53% опрошенных выделяли следующие внешние факторы: проблема с финансами, отсутствие собственного жилья, поиск работы, увольнение с работы, внешняя неопределенность в связи с пандемией, отсутствие помощников. 

Таким образом мы видим, что для женщины матери ведущими факторами счастья оказываются: уверенность и позитивное самовосприятие, самореализация, уверенность в себе,  снижение конфликтности в отношениях с детьми, повышение уровня энергоресурса, снижение уровня негативных эмоциональных состояний, особенно тревожности и раздражительности, улучшение качества эмоционального и физического здоровья, позитивное внимание супруга, наличие личного времени. 

Вместе с тем, исследование показало, дефицитарность у большинства респондентов ведущих факторов счастья. 78% женщин-матерей описали свое внутреннее состояние в негативных вербальных категориях,  таких как: состояние «выжатого лимона», недовольство собой, хроническую усталость, эмоциональное выгорание, отсутствие внутреннего равновесия и счастья, опустошение. 

Основными причинами, мешающими оценить уровень своего счастья на 10 женщины отмечают: состояние внутреннего опустошения, внутренние сомнения в своих действиях как матери, отсутствие времени на себя, чувство неопределенности в будущем, суета, нарушения в отношениях с мужем и детьми, отсутствие профессиональной и личностной самореализации, зависимость от детей. 

При этом женщины отмечают как факторы, недостающие для ощущения счастья в первую очередь самореализацию, самоорганизацию и умение расслабляться. Так же в дефиците оказываются новые впечатления, время и навыки его организации, умения организовать свою мотивацию и дисциплина, что в свою очередь ведет к отсутствию или нехватке душевного спокойствия, ощущений любви, лёгкости, гармонии в отношениях с ближайшим кругом общения женщины: собственными родителями, мужем и детьми. Одним из значимых факторов оказывается и нехватка принятия самой себя, ощущение своей эмоциональной незрелости, нехватка доверия самой себе, особенно в материнской сфере.

Большинство женщин отмечает нехватку ресурсов: временных, эмоциональных, ресурсов личной силы, а так же финансового ресурса и ресурса поддержки со стороны близких. 

Особый интерес, на наш взгляд, представляет тот факт, что большинство женщин-матерей, принявших участие в исследовании, оценили свое субъективное ощущение счастья от жизни достаточно позитивно, большая часть респондентов отметила его в диапазоне 5-9, максимальное число респондентов пришлось на отметку 7. 

Абсолютное большинство прошедших исследование выделили материнство как сферу жизни, которая больше всего влияет на их ощущение счастья, но при этом полную удовлетворенность материнской сферой отметили только 18.7% респондентов. Большое количество матерей  22.3% отмечают частые перепады состояния от огромной радости до полного упадка сил и апатии.  7.2 % опрошенных отметили эмоциональное выгорание, 10.1% респондентов отмечают постоянную тревогу, 16.5% респондентов часто испытывают раздражение, 10.8% отмечают ощущение, будто бы они потеряли свою собственную жизнь, 7.2% испытывают постоянное напряжение, 7.2% испытывают желание сбежать на край света чаще одного раза в неделю. 

Это приводит нас к гипотезе  о том, что женщины в оценке своего состояния счастья в значительной степени находятся под влиянием общественного стереотипа о том, что женщина-мать должна быть счастлива. Они во-многом склонны приувеличивать уровень своего состояния счастья, исходя из этого стереотипа. 

Подтверждением нашей гипотезы так же оказывается проективная методика, в которой мы попросили женщин, принявших участие в опросе выделить ведущие роли, которые они чаще всего выполняют в повседневной жизни. 

Среди предложенных вариантов были как эмоционально-нейтральные варианты (мама, повар, партнер по играм, Ена, покупатель, учитель, аниматор), так и эмоционально-окрашенные негативно (эмоциональный горшок, загнанная лошадь, надсмотрщик, плохой полицейский). И роли эмоционально-окрашенные позитивно (волшебница, вдохновитель, творец). Часть предложенных ролей была направлена на выявление уровня ответственности женщины (за всех ответственны, тот, кто принимает решения). 

В итоге мы видим, что абсолютное большинство выделили роль мамы (96.4%), что еще раз подверждает, что материнство оказывается ведущей ролью в которой женщина себя ощущает, становясь мамой. Она оказывает на ее миро и самовосприятие ведущее влияние, выделяется в её саморепрезентации.  

При этом значительное число женщин выделили эмоционально-негативно окрашенные роли: плохой полицейский — 18.7% загнанная лошадь — 23%, эмоциональный горшок — 19.4%, козел отпущения — 6,5%, плохой полицейский — 18.7%

При этом мы отметили, что только 31.8% респондеток, отметивших негативно-окрашенные роли поставили отметку оценки своего состояния счастья 5 и ниже. Остальные 67.2% респондентов, отметивших эти роли, поставили оценки своего состояния счастья как 6 и выше. На наш взгляд это может свидетельствовать о том, что при оценке состояния счастья у женщины проявляются механизмы психологической защиты, а так желание соответствовать социально-одобряемому и социально-ожидаемому образу «счастливой матери». Но фактически состояние психологического благополучия женщины-матери в современном обществе намного ниже. 

Так же интересным представляется тот факт, что большой процент женщин отметили себя в роли того, кто принимает решения (40.3%), и в роли за всех ответственный (33.1%). Это может на наш взгляд свидетельствовать о высокой тенденции к гиперответственности у современных женщин-матерей. Что может коррелировать с динамикой эмоционального выгорания, ощущением себя без сил, общим чувством усталости и тревоги, которые многие респондентка отмечали как факторы, мешающие оценить свое состояние счастья на 10. 

Интересным оказался факт, что 61% женщин, отметивших себя в роли того кто за все отвечает и 54% женщин, которые выступают в роли плохого полицейского или надсмотрщика отметили себя так же в роли загнанной лошади. 

 Исходя из этого мы можем увидеть, что значительная часть респондентов несет на себе избыточную, невротизирующую ответственность, ведущую к снижению ощущения психологического благополучия и счастья, к эмоциональному истощению. 

Так е и конфликтная позиция в отношениях с детьми, которая отражалась в роли «плохого полицейского» и «надсмотрщика» и в большинстве случаев корелировала с такими оценками отношений с детьми как: противостояние, и кручусь вокруг него, ведут к состоянию мамы «загнанная лошадь», что подтверждает, что женщина находится в состоянии перманентного стресса, эмоционального и физического стресса, что не моет дать ей переживания счастья. 

Интерес представляет так же тот факт, что значительный процент опрошенных выделили в себе роль вдохновительница (22.3%). При этом значительная часть отметивших эту роль женщин совместили ее с негативными ролями «плохой полицейский», «надсмотрщик», «козел отпущения», «загнанная лошадь», что приводит нас к предположению о том, что роль «вдохновитель» так же является социально-обусловленным ожиданием женщины от себя. И женщина присваивает себе эту роль для позитивной самоидентификации, подтверждения своей «хорошести». 

Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

    1.    Существует значительный разрыв меду внешней репрезентацией уровня счастья женщиной-матерю и ее внутренним состоянием. Вполне вероятен тот факт, что женщина не осознает этот разрыв, что может формировать высокий уровень бессознательного внутреннего конфликта с материнской сферой, чувство вины за то, что она чувствует себя «не правильно», хотя формально счастлива. Подобные чувства женщины озвучивают достаточно часто во время консультационной работы. И на наш взгляд помочь женщине увидеть реальную неудовлетворенность — это первый шаг к тому, чтобы построить маршрут страетегии поддёргивающей практики. Однако эта гипотеза требует дальнейшего экспериментального исследования.

    2.    Высок уровень эмоционального выгорания женщин-матерей, при этом нами была отмечена некоторая закономерность между возрастом ребенка и жалобами матери на эмоциональное выгорание. 76% женщин, указавших эмоциональное выгорание как фактор, мешающий их ощущению счастья, имеют детей младенческого, младшего или дошкольного возраста. На наш взгляд это может быть связано с особо высоким уровнем потребности ребёнка в эмоциональном обмене с матерью в этот период. Однако, как показывает консультационная практика, значительное количество женщин, обращающихся за психологической поддержкой, имеют низкий уровень навыков контейнирования эмоций ребенка и навыков эмоциональной саморегуляции. В данном направлении нам представляется интересным дальнейшее исследование корреляции эмоциональных компетенций материнского труда и уровнем эмоционального выгорания матери.

    3.    Высокий уровень конфликтности и неудовлетворенности в отношениях с ребенком и в супружеских отношениях является значимым фактором переживания счастья и психологического благополучия женщины-матери. В этом плане нам кажется интересным построить экспериментальную модель обучающей программы, обеспечивающей женщину навыками конструктивного прохождения конфликтных ситуаций и выявить уровень изменения состояния счастья при повышении коммуникативной компетентности.

    4.    Почти все респонденты отмечают высокий уровень усталости, даже при наличии помощников, что на наш взгляд может говорить о нехватке навыков управления ресурсами и требует дальнейшего исследования этой корреляции.

В связи со сделанными выводами, мы видим следующие перспективы исследовательской и научно-прикладной работы:

    1.    Исследование связи внутренних ограничивающих убеждений о себе и ребенке и уровня психологического благополучия, субъективного переживания счастья в материнстве.

    2.    Исследование корреляции чувства усталости женщины-матери и её навыков управления ресурсами.

    3.    Исследование корреляции чувства усталости с чувством баланса привязанности и сепарации как с ребенком, так и с собственной матерью.

    4.    Разработка модели коучингового сопровожения  в рамках нейрографического подхода женщины-матери с целью повышения уровня её психологического благополучия как средового фактора развития ребёнка в дриаде мать-дитя.

Основной интерес для нас составляли последние 2 группы факторов: внутри-психологические и меличностно-коммуникативные как те, на которые моет быть направлена возможная помогающая практика. Поскольку как показывают исследования, современная женщина-мать, оказываясь в ситуации социальной изоляции, обеднения и эмоциональных контактов с другими взрослыми и испытывает высокий уровень стрессовой нагрузки, повышенной ответственности за ребёнка, что однозначно показывает, что она нуждается  в психологическом сопровождении и поддержке для восполнения своего психо-эмоционального ресурса. [7, с.24]

Нами было проведено исследование в группе из 139 женщин в среднем возрасте от 32 до 42 лет  с детьми в возрасте от года до 18 лет, 79.9% опрошенных женщин замужем, 7.2% разведены, 7.9% имеют повторный брак, 2.2% не были замужем. 

В качестве основного метода получения эмпирических данных применялась авторская анкета, состоящая из 14 вопросов, направленных на выявление субъективного ощущения счастья, факторах, которые влияют на показатель счастья, оценку отношений с детьми и собственной матерью, время проводимое с детьми, наличие помощников, выявление ролей, которые женщина проживает в своем материнстве, и уровня удовлетворенности материнством.

Абсолютное большинство женщин отметили, что именно материнство влияет больше всего на их ощущение счастья (78.7%) Так же значимыми оказались сферы отношения с мужчиной (73%) и самореализация (70.9%) Таким образом мы можем сделать вывод о том, что внутри-психологические  и межлично-коммуникативные факторы оказываются доминирующими для ощущения счастья у большинства современных женщин-матерей. 

Так же этот вывод подтверждают ответы на вопросы «что мешает вам в данный момент оценить уровень своего ощущения счастья на 10» и «чего не хватает для вашего ощущения счастья на 10»?

 89% респондентов отметили аспекты, связанные с внутренними факторами, среди них наиболее часто упоминались такие как: недовольство, собой, те или иные негативные эмоциональные состояния: тревога, раздражение, недовольство, чувство вины. Так же 67% респондентов отметили нехватку навыков эмоциональной саморегуляции; самоедство, внутренняю незрелость, эмоциональное выгорание, неуверенность в себе, усталость, состояние внутренней опустошенности. 

47% опрошенных выделяли так же аспекты, связанные с межличностынми факторами: конфликтность в  отношениях с детьми, мужем, собственными родителями, неудовлетворенность в супружеских отношениях. 

53% опрошенных выделяли следующие внешние факторы: проблема с финансами, отсутствие собственного жилья, поиск работы, увольнение с работы, внешняя неопределенность в связи с пандемией, отсутствие помощников. 

Литература

1. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. 368 с
2. Н.А. Нардов. Материнство в современной западной социологической дискуссии. Женщина в российском обществе.  2016 №3 (80) с 39-53
3. Г.Г. Филиппова.  Психология материнства. Москва : Юрайт 2020 — 212с. 
4. Карл Хайнц Бриш. Терапия нарушений привязанности. Москва . Когито-центр 2014. — 316с.
5. Е.В. Матвеева. Качество материнской позиции у современных российских женщин. Вестник гуманитарного образования. 2015 №3 Вятский государственный университет. 
6. Е.И. Захарова, Н.Ю. Калачёва. Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского общественные науки №28 2012 с.1226-1233
7. Ланцбург М.Е.  Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций.  Психологическая наука и образование 2011. Том. 16, №1 с.15-26