Актуальность темы исследования — «коучинг материнской сферы женщины-матери актуального времени» — связана с рядом аспектов.
Основной, на наш взгляд, аспект состоит в том, что современные женщины-матери выросли в одном мире, а материнствуют — в другом. В мире, где росли современные женщины-матери, значимые сферы социального бытия (социальная, культурная, политическая, духовная, экономическая, технологическая) находились в качественно другом состоянии. В мире прошлого были распространены иные практики материнства и материнствования; неопытный наблюдатель может сказать, что уровень развития современного общества (и его техносферы — в частности) существенно облегчил повседневные практики материнствования женщины-матери и ее материнство в целом, однако, на практике подобные утверждения далеки от реальности. Современные женщины-матери, онтогенез материнской сферы которых прошел в ХХ веке, оказываются поставленными перед вызовами (как общечеловеческими, так и вызовами материнства) XXI века.
У современных женщин-матерей нет возможности использования в полной мере опыта материнства и практик материнствования прошлых поколений: им необходимо найти в условиях многоаспектного, мультикультурного, поливариативного мира собственные решения, касающееся материнства, материнствования, воспитания детей, образования детей, собственной карьеры, индивидуального развития, различных аспектов социального взаимодействия и т.д. Современная женщина-мать (как и человек современности вообще) находится в ситуации ежедневных множественных выборов; в случае материнства подобные выборы могут касаться не только воспитания, образования, здоровья и благополучия ребенка, но и материнства как такового: речь идет о репродуктивном выборе потенциальной или реальной женщины-матери. Репродуктивный выбор в современном высокотехнологичном мире также непрост: он может касаться не только наступления или сохранения беременности, но и различных аспектов использования репродуктивных технологий.
Продолжение в источнике:
Современное представление о развитии человека указывает на то, что важнейшие базовые структуры личности закладываются в период раннего детства, где ключевое значение на процессы развития как физического, так и психического, оказывает мать. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребёнком является видотипическим для человека [1, с.35]
Первые 6 месяцев жизни ребенка рассматриваются большинством авторов (Д. Винникот, М. Кляйн, М. Малер, Д. Штерн, Э. Эриксон и другие), изучающих диадические отношения матери и ребенка как этап естественного симбиоза, где мать и ребёнок должны установить глубокую связь, сонастроиться, и потребности ребенка определяют большое эмоциональное вложение в него со стороны матери и их чуткое удовлетворение с её стороны. [2, с. 37]. Вместе с тем, далее отношения матери и ребенка должны претерпеть значительные изменения и перейти в фазу противозависимости или в терминологии, предложенной М. Малер сепарации-индивидуации [3, с.27]. Этот важнейший период в жизни человека, на котором он с поддержкой матери проживает свое психологическое рождение, формирует сознание своего Я, который заканчивается в норме кризисом 3 лет распадом диады мать-ребенок. Отношения между матерью и ребенком переходят в фазу, где мать становится из объекта, субъектом отношений.
Современный мир меняется с большой скоростью и изменения касаются не только внешних социальных факторов, но и заставляют личность сталкиваться с новыми вызовами реальности.
В рамках данной статьи нас интересует состояние женщины-матери в современном обществе и влияние ее состояния на сепарационные процессы с ребенком. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что имеющиеся исследования женщины-матери в психологии чаще всего рассматривают материнство в контексте детско-родительского взаимодействия. Выделяются материнские качества и характеристики материнского поведения их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы. Все это рассматривается в аспекте определенного возраста ребенка, в результате чего сами материнские качества, состояния, не всегда легко сопоставить межу собой [1. c.7] и субъективность переживаний женщины, ее уровень счастья, удовлетворенности своим материнством оказывается мало-исследована.
Вместе с тем, значительные количества исследований в области взаимодействия матери и ребенка, особенно в период их диадической связи, представленные в работах М. Малер, Ф. Пайн, К.Хорни, Дж.Боулби, Э. Эриксона, показывают, что процесс установления связи матери и ребенка, а так же успешное прохождение ими фаз сепарации оказывается исключительно значимым фактором индивидуации и формирования основ личности ребенка [2. с.28]. Вместе с тем, успешность того процесса определяется состоянием матери, влияющим на критерии ее сезитивности и респонсивности в отношении потребностей ребенка.
Материнство — особый этап в жизни женщины, глубоко связанный с её идентичностью. Исследователи материнской сферы и ее онтогенеза рассматривают формирование материнства женщины как длительный многоэтапный процесс . [5, с.136]
Мы бы хотели посмотреть на этот процесс под новым углом зрения, с позиции топософии как науки о месте. В большинстве случаев топос рассматривается в контексте таких наук как лингвистика, литература, право. Но мы видим возможность рассмотрения топоса в психологическом аспекте становления материнской сферы женщины. Мы рассматриваем топос не только как риторическое “общее место”, но и как общее место культуры; говоря о “топософии материнства”, мы предлагаем рассмотреть материнство как особую “систему мест”, предопределенную для женщины обществом, культурой, историей. Ведь материнство занимает значительное место внутри системы представлений женщины о себе, ее самоидентификации, так и особое место в системе социальных ролей, которые связаны с реализацией женщины в обществе. Более того, изменения, которые происходят в социуме 21 века, как указывают в своей статье Подольская О.Б., Ремизова М.Н., заставляют женщину переосмысливать место материнства в ее системе ценностей, в мультиролевом представлении о самой себе. [3, с. 52].
Современная реальность заставляет научное сообщество, изучающие личность человека все более задумываться о феноменологии счастья как ведущего качественного показателя, пронизывающего все аспекты человеческой жизни. Вторая половина XX века ознаменовалась целой плеядой работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р.Мэй, Г. Оплот, Э.Эриксон, К.Роджерс, В.Франк и др.), связанные с проблематикой счастья.
Феномен счастья связан с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном [1. С. 198] И в этом контексте мы видим, что для большинства женщин в понятие счастья неизменно входит представление о ценностях материнства. Однако сегодня медийное пространство, внутри которого появилось достаточно большое количество сообществ, форумов, родительских групп, показывает насколько сложным, многогранным переживанием, далеко не всегда окрашенным позитивно, часто связанным с комплексной неудовлетворенностью собой, своей жизнью, своей материнской ролью, оказывается материнство современной женщины.
Транслируемые в СМИ и интернете образы успешных в карьере и воспитании детей, ухоженных и стройных сразу после родов, всегда улыбающихся, довольных матерей из среды профессиональных блогеров, кинозвезд, дают притягателные, но сложно реализуемые для большинства обычных женщин стандарты. Идеалогия мамизма порождает соревновательность и сравнивание себя с селебрити, что в свою очередь еще больше угнетает женщин-матерей [2. с.42], уводя их от переживания психологического благополучия и удовлетворенности своим материнством, от состояния счастья.
Многие черты, свойственные отношениям эмоциональной зависимости, проявляются в отношениях эмоционально зависимой матери и ребенка, где мать фактически использует ребенка как объект эмоциональной зависимости. Это нарушает здоровые диадические отношения и воспроизводит травму раннего возраста либо на созависимом, либо на противозависимом этапах, что одинаково негативно сказывается на сепарационном процессе.
Диада мать и ребенок выступает в качестве психофизического единства, внутри которого происходит важнейший процесс формирования личности ребенка и психологическое рождение его Я. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери и отца [5, 41-47].
Диада должна пройти созависимую стадию, продолжительность которой длится до 6 месяцев ребенка. Главными задачами данной стадии является установление связи, отражение ребенка матерью. После этого должен произойти переход на стадию противозависимости, которая в норме длится до 3 лет. Задачи противозависимого периода заключаются в проявлении своей автономной активности, исследовании границ возможного и дозволенного для дифференциации границ собственного Я; практика в новообращенных достижениях физической и психической автономии; способность выдерживать разлуку с объектом привязанности, создание его внутренней репрезентации и придание этой репрезентации целостности, которая преодолевает его расщепление на «хороший» и «плохой» объект, что так же приводит к формированию целостного представления о своем Я.
После этого этапа диада распадается, происходит создание триады, в которой появляется отец, а ребенок обретает способность выдерживать метаотношения.
Проблема эмоционального выгорания в материнстве рассматривается относительно недавно, изначально обратив на себя внимание исследователей в профессиональной сфере. В.В. Бойко рассматривает его как “выработанный личностью специфический механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие” [4, с. 4]. Большинство научных работ, касающихся эмоционального выгорания, подробно описывают детерминанты, условия и этапы развития синдрома, специфику личностных характеристик лиц, попадающих в “зону риска” [1, с. 88].
Сегодня в век кросс научных исследований внимание ученых все чаще оказывается приковано к тому, что явления, описываемые в одной сфере знаний, мы можем перенести и в иные контексты бытия человека. А если учесть особое значение эмоционального обмена между матерью и ребенком, который является важнейшим фактором его развития, особенно в первые годы жизни [6, с. 33], [7, с. 68], то неизбежно внимание исследователей привлекло сходство симптомов у специалистов помогающих профессий и у матерей.
Материнство – феномен, без которого невозможно представить себе человеческую историю. Однако совсем недавно он стал рассматриваться в науке не только с позиции тех функций, которые мать выполняет по отношению к ребенку, и влияния ее отношения, действий на его развитие и становление, но и с позиций самой матери, ее личностного переживания своего материнства.
Сегодня материнство становится все более привлекательным для научного исследования, и это подтверждается тем, что «в западной науке появилось целое направление — «motherhood studies», объединившее философов, культурологов, социологов, психологов, психиатров, антропологов, филологов» [2, с.124]. Все большее количество исследователей рассматривает в своих работах вопросы, отражающие психологическое и, в особенности, эмоциональное состояние матери (А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков). При этом, как отмечает Г.Г. Филиппова, все чаще матери обращаются к психологу с новым запросом, отражающим их «стремление быть «хорошей матерью» и одновременно выраженные признаки хронической усталости и весь «классический» набор проявлений эмоционального выгорания» [8, с.53].
Исследование вопросов материнства актуального времени, значимых аспектов становления интегративной целостности личности женщины-матери с необходимостью подводит нас к осмыслению вопроса о личностной автономии как таковой, а также исследованию процесса психологической сепарации в целом.
Традиционно понятие сепарации чаще всего рассматривается в контексте процесса формирования личности ребенка и обретения им все большей автономии от матери. Тем не менее, феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений [3]; изучают механизмы психологической сепарации [11], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [5] и т.д.
Этапы сепарации-индивидуации в раннем возрасте представлены в исследованиях М. Малер, Дж. Мак-Девитт [6]. Авторы выделяют несколько фаз в процессе детско-материнской сепарации-индивидуации, соотнося их с витальными потребностями ребенка [7]: нормальная аутическая фаза (0–1 мес.); нормальная симбиотическая фаза (1–5 мес.); фаза сепарации-индивидуации (5–36 мес.), включающая в себя субфазы: субфазу дифференциации (5–9 мес.); субфазу практики (9–15 мес.); субфазу воссоединения (15–24 мес.); субфазу консолидации объектов (24–36 мес.). Рождение личности — итог завершения прохождения фаз сепарации-индивидуации, выделенных М. Малер.
Говоря о психологической сепарации личности взрослого человека, мы рассматриваем сепарацию не как процесс, происходящий в детстве или на пути к автономии взрослости, а как процесс, происходящий в течение всей жизни (сопровождающий личность на протяжении всей жизни) — как форма личностного развития, разотождествления (со значимой фигурой, с установками объективного и субъективного социальных мифов, с социальными ролями и т.д.) и обретения большей самоактуализации.
Традиционно понятие сепарации чаще всего рассматривается в контексте процесса формирования личности ребенка и обретения им все большей автономии от матери. Тем не менее, феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений [6]; изучают механизмы психологической сепарации [21], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [12] и т.д.
В зарубежной психологии этапы прохождения сепарации представлены в психоаналитическом направлении через периодизацию развития личности (М. Малер [14], Дж. Мак-Девитт [13], А. Фрейд [20], М. Кляйн [9], Д. Винникот [4], Дж. Боулби [3], X. Кохут [10], П. Блос [1], О. Кернберг [8], R. Josselsson [23] и др.).
Сепарация — тема, актуальная в сфере помогающих практик: детские педагоги и психологи изучают сепарационные кризисы, рассказывают о процессе сепарации и особенностях прохождения ее отдельных этапов родителям. Этапы прохождения ребенком сепарации в отечественной науке описываются в рамках концепций периодизации развития и возрастных кризисов (Л. И. Божович [2], А. Я. Варга [4], Л. С. Выготский [6], Т. В. Драгунова [8], А. Н. Леонтьев [12], Л. Ф. Обухова [16], К. Н. Поливанова [17], В. И. Слободчиков [18], Л. В. Сысоева [19], Д. Б. Эльконин [23]).
При этом то, что сепарационный процесс имеет, фактически, две стороны — не только сепарация ребенка от матери, но и сепарация матери от ребенка (или, в широком смысле, — детско-родительская и родительско-детская сепарация) — нередко оказывается за пределами фокуса внимания теоретиков и практиков.
Так, исследователи говорят о психологической сепарации (сепарации вообще) за пределами детско-родительского контекста: как о феномене межличностных отношений [7]; изучают механизмы психологической сепарации [22], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [13] и т.д.
Традиционно понятие сепарации чаще всего рассматривается в контексте процесса формирования личности ребенка и обретения им все большей автономии от матери. Тем не менее, феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений [7]; изучают механизмы психологической сепарации [24], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [13] и т.д.
В зарубежной психологии этапы прохождения сепарации представлены в психоаналитическом направлении через периодизацию развития личности (М. Малер [15], Дж. Мак-Девитт [14], З. Фрейд [23], М. Кляйн [10], Д. Винникот [5], Дж. Боулби [3], X. Кохут [11], П. Блос [1], О. Кернберг [9], R. Josselsson [26] и др.).
Этапы прохождения ребенком процессов сепарации в отечественной психологии описываются в рамках концепций периодизации развития и возрастных кризисов (Л. С. Выготский [6], Д. Б. Эльконин [25], А. Н. Леонтьев [12], Л. И. Божович [2], Л. Ф. Обухова [16], В. И. Слободчиков [18], К. Н. Поливанова [17], Т. В. Драгунова [8]).
Сепарация в детско-родительском (детско-материнском) аспекте рассматривается, преимущественно, как процесс сепарации-индивидуации ребенка от матери (М. Малер, Ф. Пайн, Дж. Мак-Девитт [14, 15]). Не менее значимой проблемой, требующей рассмотрения в русле психологической науки, видится нам материнская сепарация. Последнюю можно понимать как сепарацию матери от ребенка, однако, изучая эту проблему подробнее, находим в ней и другие значимые аспекты, речь о которых пойдет ниже.
Актуальность темы материнской сепарации обоснована нами в работах, посвященных важности темы сепарации матери от ребенка (материнской сепарации), которую мы рассматриваем в контекстах эмоциональной зависимости в детско-родительских отношениях [4], [6], субъективного переживания состояния счастья и внутренней удовлетворенности женщины [5], девиации материнского отношения и нарушений сепарационного процесса [3] и др.
Сепарацию женщины-матери мы рассматриваем через призму пяти контекстов сепарации, связанных с объектами, от которых женщина сепарируется. Так, мы выделяем сепарацию от собственной матери, сепарацию от ребенка, сепарацию от партнера (мужа), сепарацию от внешних авторитетов, сепарацию от объективного и субъективного материнского мифа.
Н. Е. Харламенкова, Е. В. Кумыкова, А. К. Рубченко, на исследование которых мы опираемся, рассматривая процесс сепарации, определяют ее как “процесс установления паритетных и эмоционально открытых отношений между субъектами, ранее находящимися в положении соподчинения, с целью развития и упрочения автономной идентичности и суверенного психологического пространства каждого из них” [9, с. 217]. Также авторы полагают, что “именно поэтому сепарация как процесс должна обнаруживать себя в том 1. каким образом строятся отношения между двумя субъектами, какое влияние они оказывают друг на друга, 2. какие эмоции при этом испытывают оба партнера и 3. какова структура (тип отношений) между ними” [9, с. 217].
В статьях, посвященных различным аспектам сепарационного процесса, мы писали о значимости материнской сепарации и ее взаимосвязанности с сепарацией ребенка от матери [2, 3, 4, 5]. Мы определяли сепарацию как процесс, длящийся в течение всей жизни (как для матери, так и для ребенка). Также мы писали о несводимости сепарации к отчуждению: по нашему мнению, сепарация — это пульсирующий процесс отдаления и сближения (связанный с авторским понятием сепарационного витка). Отдаление и сближение как полюса сепарационного процесса можно сопоставить с другими полюсами — отчуждение от другого и выстраивание системы отношений с другим. По нашему мнению, сепарация — это интегративный процесс индивидуации (обретения собственного “Я”) и выстраивания актуальных отношений со значимым другим.
Двойную симбиотическую поляризацию в материнской сепарации мы определяем как двуполярно направленный процесс вовлеченности женщины-матери в новый виток эмоционально-психической зависимости — с собственной матерью (с одной стороны), и с собственным ребенком — с другой, — где ей предстоит обрести новый уровень самоидентификации и интегративной целостности своей личности.
Полюса двойной симбиотической поляризации, в случае материнской сепарации, — это собственная мать женщины-матери, а также — ее ребенок.
В процессе двойной симбиотической поляризации женщина создает собственный образ себя как матери (независимый от идентификации с образом собственной матери), а также собственную внутреннюю репрезентацию себя как матери конкретного этого ребенка, отделяя себя от него. Исходным этапом сепарации от ребенка, как и от собственной матери, является неизбежный процесс отождествления и слияния — диада.
Мы рассматриваем сепарацию как процесс, происходящий в течение всей жизни — как форму личностного развития и обретения большей самоактуализации. Традиционно понятие сепарации рассматривается в контексте процесса становления личности ребенка в обретении автономии от матери (М. Малер, Ф. Пайн [15], Дж. Мак-Девитт [14], супруги Уайнхолд [25]). Мы утверждаем, что феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений (A. A. Дитюк) [7]; изучают механизмы психологической сепарации (Н. Е. Харламенкова, Е. В. Кумыкова, А. К. Рубченко) [27], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации (А. Ю. Маленова) [13] и т.д.
В зарубежной психологии этапы прохождения сепарации представлены в психоаналитическом направлении через периодизацию развития личности (М. Малер [15], Дж. Мак-Девитт [14], З. Фрейд [26], М. Кляйн [10], Д. Винникот [2], Дж. Боулби [4], X. Кохут [11], П. Блос [2], О. Кернберг [9], R. Josselsson [29] и др.).
Этапы прохождения ребенком процессов сепарации в отечественной психологии описываются в рамках концепций периодизации развития и возрастных кризисов (Л. С. Выготский [6], Д. Б. Эльконин [28], А. Н. Леонтьев [11], Л. И. Божович [3], Л. Ф. Обухова [16], В. И. Слободчиков [21], К. Н. Поливанова [19], Т. В. Драгунова [8]).
В данной статье мы сосредоточимся на понятиях функциональной и дисфункциональной сепарации, а также выделим критерии (показатели) материнской сепарации в отношениях с ребенком.
Девиантное материнство — активно исследуемый в современных условиях феномен. Наиболее широко эта тема представлена в работах В.И. Бутмана, М.С. Радионовой, А.Я. Вари и других. Пристальное внимание к нему ученых в области психологии обусловлен новым уровнем осмысления значимости роли матери в формировании личности ребенка. Однако при этом актуальный этап развития общества с его расширенными представлениями о семье, быстрым изменением условий, высоким уровнем нестабильности всех сфер жизни и повышением социального внимания к матери и качеству выполнения ею материнского труда, ставит многих женщин в ситуацию повышенного стресса и заставляет искать новые смыслы как своего материнства, так и отношения к ребенку. Вместе с тем, современная мать существует не сама по себе, а в контексте семейной системы. Эта точка зрения представлена наиболее широко в парадигме трансгенерационного подхода представленного в работах М. Боуэна, А.А. Шутценберга, В. Де Гольджака, Б. Хеллингера. Исследования, представленные в работах И.Н Мальковой, Л.Г. Жедуновой показывают, что «семейный опыт оказывает влияние на формирование эмоционально-оценочной и когнитивной составляющих материнского отношения» [3,с. 223].
При этом, как показывают исследования Г.Г. Филипповой, В.И. Варга, Г.В. Скобля, личность многих «женщин не готовых к эффективному материнству формировалась в своеобразной субкультуре агрессии , часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей» [2, c.91]. Вместе с тем, как отмечают в своих исследованиях Дженей и Барри Уайнхолд, незавершенные стадии развития будут стремиться к завершению, как только возникнет такая возможность. Любая ситуация, напоминающая ситуацию, имевшую место в жизни человека раньше и обслуженная незавершенной стадией развития, выдвинет этот незавершенный процесс на первый план [5, c.83]. Именно это, по нашему мнению [4]. Большое количество матерей проявляют черты эмоциональной зависимости в отношениях с ребенком, что мы рассматриваем как фактор нарушения материнского отношения и, что фактически нарушает их возможность строить с ребенком надежную и здоровую привязанность, нарушает процесс сепарации ребенка, вовлекая его в симбиотическую привязанность с матерью.
Многие черты, свойственные отношениям эмоциональной зависимости, проявляются в отношениях эмоционально зависимой матери и ребенка, где мать фактически использует ребенка как объект эмоциональной зависимости. Это нарушает здоровые диадические отношения и воспроизводит травму раннего возраста либо на созависимом, либо на противозависимом этапах, что одинаково негативно сказывается на сепарационном процессе.
Диада мать и ребенок выступает в качестве психофизического единства, внутри которого происходит важнейший процесс формирования личности ребенка и психологическое рождение его Я. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери и отца [5, 41-47].
Диада должна пройти созависимую стадию, продолжительность которой длится до 6 месяцев ребенка. Главными задачами данной стадии является установление связи, отражение ребенка матерью. После этого должен произойти переход на стадию противозависимости, которая в норме длится до 3 лет. Задачи противозависимого периода заключаются в проявлении своей автономной активности, исследовании границ возможного и дозволенного для дифференциации границ собственного Я; практика в новообращенных достижениях физической и психической автономии; способность выдерживать разлуку с объектом привязанности, создание его внутренней репрезентации и придание этой репрезентации целостности, которая преодолевает его расщепление на «хороший» и «плохой» объект, что так же приводит к формированию целостного представления о своем Я.
После этого этапа диада распадается, происходит создание триады, в которой появляется отец, а ребенок обретает способность выдерживать метаотношения.
Мы полагаем, что образ матери, представленный в культуре различных народов несет как общие архетипические черты, так и отпечаток культурных различий, связанных с той или иной культурой. Образ матери является, следовательно, архетипическим элементом и, одновременно, — социально-психологическим фундаментом становления личности. Иными словами, на положительном образе матери держится и культура в целом (как на общемировом ее уровне, так и на уровне культуры отдельных народов), и внутренняя система представлений о себе и мире, свойственная каждому отдельному человеку.
Особое значение образ матери (женщины-матери) имеет для самих женщин. Формирование внутреннего образа желаемого материнства начинается в детстве и продолжается всю жизнь, проходя определенные этапы онтогенеза материнской сферы (Г.Г. Филиппова [14]) — от собственного раннего телесного опыта взаимодействия с матерью — до позднего “постматеринского” опыта наблюдения за материнством других женщин (собственной дочери, невестки, других родственниц и т.д.). Генезис внутреннего образа желаемого материнства — процесс, в котором складывается собственная система представлений о том, что есть мать — как воспитатель, как женщина, как часть семьи и т.д.; что есть “достаточно хорошая мать”, “прекрасная” и “ужасная” мать, и как женщина-мать воспринимает себя саму в материнской роли. Данную структуру мы назвали “материнским мифом”.
Мать — один из ведущих архетипических образов, глубоко интегрированных как в представления каждого отдельного человека, так и в социальные представления (“коллективное бессознательное” общества) в целом. Так или иначе, он представлен в культуре практически любого народа: мать-сыра земля, Великая богиня, Богородица, наконец, Родина-мать — архетипический материнский образ, который можно считать одним из самых молодых (ХХ век).
Мать является тем социально-психологическим фундаментом, при опоре на который и при взаимодействии с которым происходит становление личности человека. “Обязательный образ, на котором держится любая культура, — это положительная женщина-мать” [2].
Формирование внутреннего образа желаемого материнства происходит у каждой женщины (под влиянием большого количества разнообразных факторов, которые будут подробно рассмотрены ниже) с самого детства. Это процесс, в котором складывается внутренняя система представлений о том, что есть мать — как воспитатель, как женщина, как часть семьи и т.д.; что есть “прекрасная” и “ужасная” мать и как женщина-мать воспринимает себя саму в роли матери. Данную структуру мы назвали “материнским мифом”.
Материнство сопровождало человечество во все периоды и эпохи его развития. Изучение материнства в психологии — достаточно новая область в науке и остается по-прежнему еще мало исследованной. Актуальность ее изучения определяется, в частности, демографическим переходом, снижением рождаемости, ростом продолжительности жизни и фертильного возраста и т.д. Все это разворачивается на фоне ситуации, когда привычная форма семьи претерпевает изменения (гостевой брак, нерегистрируемые отношения, семья “чайлдфри”). Кроме того, традиционные многопоколенные семьи в современном обществе сосуществуют с нуклеарными семьями, бездетные — с однодетными и многодетными. Размываются границы времени рождения первого ребенка, сущность понятия “молодая мать”. Материнство становится не столько биологическим, сколько социальным феноменом, связанным не столько с естественными процессами, сколько с принятием решения — репродуктивного выбора. Для многих женщин современности принятие решения о рождении ребенка оказывается серьезным личностным кризисом, кризисом самоидентификации и смысла жизни [1, с.38].
Достаточно часто материнство рассматривается как обеспечение условий для развития ребенка в контексте тех или иных возрастных этапов его развития [З. Фрейд, К. Хорни, Д. Винникот, Дж. Боулби, М. Малер и другие]. Однако мы считаем важным рассмотреть материнство с позиции, учитывающей тот факт, что мать внутри системы отношений с ребенком остается самостоятельным субъектом. Как указывает Г.Г. Филиппова: “Общее мнение всех психологов, имеющих отношение к изучению материнства, заключается в том, что, несмотря на исключительную важность его исследования для разработки проблем психологии личности, социальной психологии, культурологии, оно не обеспечено адекватным теоретическим подходом и методом исследования” [10. с.30].
Материнство — одно из важнейших явлений, сопровождающих человека и человечество от начала времён. И даже в наш век расширения репродуктивных технологий, материнство неразрывно связано с появлением, развитием и становлением Человека. Сегодня материнство становится все более привлекательным для научного исследования, что подтверждается тем, что «в западной науке появилось целое направление — «motherhood studies», объединившее философов, культурологов, социологов, психологов, психиатров, антропологов, филологов» [9, с.124]. Вместе с тем, в российском научном пространстве исследование материнства и материнской сферы по-прежнему преимущественно представлено более ограниченно, в первую очередь — исследованиями специалистов в области перинатальный психологии, поведенческой психологии, социальных ролей, феминистических направлений, трансгенерационных семейных исследований.
Вместе с тем, социальная действительность на примере активного развития женских материнских сообществ в медиа-пространстве, обсуждающих все более открыто табуированные ранее к обсуждению темы материнства как феномена, наполненного сложными, противоречивыми чувствами, социальными и личностными смыслами, внутри- и межличностными конфликтами, показывает, что тема осмысления материнства в обществе крайне актуальна. Женщины сегодня не просто выполняют традиционные материнские функции, они все более осмысливают, рефлексируют, обсуждают, ищут ответы на вопрос: что такое материнство лично для меня? Какое место в моей жизни, системе моих социальных и психологических ролей оно занимает? В каком формате (соло-материнство, материнство в нуклеарной, расширенной семье) и качестве (интенсивное, естественное, осознанное, эмоционально включенное, альфа) я хочу проживать свое материнство? Как материнство отражается на моем теле, моем характере, моей социальной позиции, моей удовлетворенности жизнью и ощущении счастья? Чем мое материнство будет отличаться от материнства моих прародительниц? Каковы смыслы и ценностные ориентиры моего материнства? Что я хочу передать следующему поколению и как это сделать? К какому миру я готовлю своих детей?