Нейрографика как метод профилактики и коррекции эмоционального выгорания матери

Библиографическая ссылка: Сорокина Е. Н. Нейрографика как метод профилактики и коррекции эмоционального выгорания матери. //Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук:  сборник статей Международной научно-практической конференции (15 января 2021. г. Уфа) — Уфа: Аэтерна, 2021. — с. 136-140

Проблема эмоционального выгорания в материнстве рассматривается относительно недавно, изначально обратив на себя внимание исследователей в профессиональной сфере. В.В. Бойко рассматривает его как “выработанный личностью специфический механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие” [4, с. 4]. Большинство научных работ, касающихся эмоционального выгорания, подробно описывают детерминанты, условия и этапы развития синдрома, специфику личностных характеристик лиц, попадающих в “зону риска” [1, с. 88].

Сегодня в век кросс научных исследований внимание ученых все чаще оказывается приковано к тому, что явления, описываемые в одной сфере знаний, мы можем перенести и в иные контексты бытия человека. А если учесть особое значение эмоционального обмена между матерью и ребенком, который является важнейшим фактором его развития, особенно в первые годы жизни [6, с. 33], [7, с. 68], то неизбежно внимание исследователей привлекло сходство симптомов у специалистов помогающих профессий и у матерей.

При этом, как отмечает Г.Г. Филиппова, все чаще матери обращаются к психологу с новым запросом, отражающим их “стремление быть “хорошей матерью” и одновременно выраженные признаки хронической усталости и весь “классический” набор проявлений эмоционального выгорания” [5, с.53].

Впервые в отечественной науке появилось диссертационное исследование эмоционального выгорания в контексте материнской сферы в 2010 году [3]. Л.А. Базалева рассматривает феномен эмоционального выгорания как дезадаптивное состояние, возникающее в отношениях матери с ребенком [2, с.169].

Г.Г. Филиппова выделяет 4 типа симптомов [5, с. 54], совокупность которых дает нам право говорить о выгорании матери:

  1. Физические: усталость, утомление, снижение веса, нарушения сна и его недостаточность, общее ухудшение состояния здоровья;
  2. Эмоциональные: усталость, безразличие, пессимизм; отсутствие ярких эмоций, ощущение одиночества и безнадежности, чувство беспомощности; раздражительность; тревожность, снижение концентрации; гипертрофированное чувство вины, депрессия; истерики, потеря ориентиров для личностного роста;
  3. Интеллектуальные: скука, тоска, апатия, снижение интереса к новым впечатлениям; потеря вкуса к жизни;
  4. Социальные: низкий уровень социальной активности, снижение интереса к досугу и отсутствие возможности для его проведения.

Проводя регулярную работу по психологической поддержке и консультированию русскоговорящих мам из разных стран мира в рамках проекта “Интуитивное Материнство”, мы предположили, что нейрографика как “интегративный подход к решению жизненных задач” [8, с.50] позволит нам комфортно и мягко помочь матерям с симптомами эмоционального выгорания улучшить свое состояние и стать более доступными эмоционально при выполнении своего материнского труда.

Нейрографика — это арт-терапевтическая техника работы с человеком, в основе которой лежит идея создания рисунка с помощью геометрических фигур [10, с.174]. Нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить свое эмоциональное состояние: переживания, конфликты, острую проблему, цели, психосоматические изменения. Как отмечает в своей статье К.Ю. Кравцова [9, с. 99], метод был успешно применен для работы с синдромом эмоционального выгорания у педагогов.

В эксперименте приняли участие 39 женщин-матерей с детьми в возрасте от 3 месяцев до 11 лет, пришедшие в проект Интуитивное Материнство с различными жалобами: эмоциональная усталость от материнства, частые срывы на детей и последующее чувство вины, ощущение бессилия что-либо поменять в своей жизни, хроническое раздражение и чувство тревоги, в качестве причин которой участницы указывали “я не справляюсь”, “я причиняю ребенку вред”, “я ужасная мать”, “я не хочу утром вставать с кровати и начинать еще один день”.

В рамках проекта женщинам было предложено пройти мастер-класс, в рамках которого мы рисовали нейрографические рисунки с использованием экспресс-версии “Алгоритма снятия ограничений” (АСО).

Выбор алгоритма был сделан не случайно.

В значительной степени синдром эмоционального выгорания у матерей оказывается связан с необходимостью постоянно контролировать свои эмоции. Многие матери боятся повредить ребенку, показывая свои истинные негативные эмоции и находятся в постоянном состоянии имитации позитивного эмоционального спектра. Это создает избыточные напряжения, вырывающиеся далее неконтролируемыми срывами гнева, за которые мать себя винит. В результате она снова пытается взять эмоции под контроль или полностью отстраниться от них, подавить, что приводит к новому витку напряжения и срыву, подрывая её веру в себя, погружая во внутренний конфликт, частью которого оказывается негативное отношение к себе как к матери.

В основе композиционного решения АСО лежит выброс (катарсис), где женщина может свободно выразить, отпустить любые свои чувства на волю и безопасно посмотреть на них из позиции наблюдателя, а далее, проходя через все этапы базового алгоритма рисования нейрографического рисунка, гармонизировать их, тем не менее сохраняя контакт с этими чувствами, обретая над ними определенную власть, способность их выносить, трансформировать, интегрировать в свою целостность.

Этап рисунка, на котором происходит сопряжение (скругление), дает возможность почувствовать: “Я сама управляю своим состоянием и меняю его”. На наш взгляд — это очень важная позиция для матерей, которые нередко остро переживают трудные эмоциональные состояния бессилия (период колик, прорезывания зубов, негативизма и противления ребенка в возрастные кризисы и так далее).  Большинство участниц эксперимента отмечали, что их очень вдохновила эта практика именно как возможность взять контроль в свои руки и управлять своим состоянием. До этого в личных интервью большинство женщин отмечали, что именно чувство бессилия, потери контроля, страх, что они не могут ничего изменить, чувство беспомощности и чувство “я просто жертва, а он делает, что хочет”  и запускали негативные поведенческие паттерны, усугубляли депрессивные настроения и негативное отношение к себе как к матери.

Этап внесения цвета вызывал прилив эмоций и энергии у каждой из участниц. Рефлексируя этот этап алгоритма, женщины отмечали такие состояния: я улыбаюсь, мне хочется продолжать и продолжать, я ощущаю энтузиазм, давно не получала такого глубокого удовольствия, увлеклась и потеряла счет времени, чувствую какую-то детскую радость, прибавилось сил, появились разные творческие идеи, воодушевление.

На этапе внесения линий поля многие участницы отмечали появление чувства уверенности, поддержки, глубокого внутреннего спокойствия. Соматическое состояние так же менялось на более расслабленное, 48.7% женщин отметили в бланке рефлексии, что на этом этапе углубилось дыхание.

До начала рисования и по его окончании участницам было предложено упражнение, где они выписывали в течение 2 минут любые слова, ассоциативно приходившие им на тему их рисунка (мы попросили выбрать для рисунка тему связанную с материнством) и текущего состояния, связанного с темой. Психосемантический анализ этих двух списков показал значительное изменение эмоционального состояния женщин.

До начала рисования основное количество слов носило негативный характер. Среди наиболее часто встречающихся были: бесит, усталость, раздражение, сколько можно, пусто, бессилие, тяжесть, спрятаться, одна, одиночество, бесполезно.

После рисования слова были наполнены гораздо большим количеством позитивных оттенков: солнце, можно, радость, нежность, любовь, чудо, цветок, рассвет, счастье, танцевать, восторг.

Также мы просили участниц оценить до и после работы уровень своего напряжения, заряда по поводу темы, на которую они рисовали, по шкале от 0 до 10.

41% участниц оценили начальный уровень заряда на 10, 28.2% на 8-9 баллов, 23% — на 5-7 баллов, 7.8% на 4 и ниже.

После завершения рисования заряд значительно ушел у большинства участниц: только 5% (2 человека) отметили, что их заряд снизился с 10 до 8 баллов, 12.8% оценили свой заряд на 6 баллов, 35.8% — на 4-5 баллов, 30.7% снизили свой заряд до 2-3 баллов, 5.1% участниц оценили его в 1 балл и 7.6% отметили что заряд свелся к 0.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нейрографика оказывается эффективным методом для работы с эмоциональным состоянием женщины-матери и позволяет ей экологично разряжать свои трудные, негативные чувства. Безусловно, мы не претендуем на полноту данного исследования и видим необходимость дальнейшего исследования эффектов и их устойчивости при работе методами нейрографики с СЭВ у женщин-матерей. Однако полученные данные показывают большой потенциал методов нейрографики для коррекции и профилактики эмоциональных состояний женщин-матерей актуального времени.

Литература

1. Ильина Т.И., Гуриева С.Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей. // Человек и образование. — 2019 — №3 (60) — С.85-93
2. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального выгорания у матерей в психологии личности. // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2010. — №1. — С.168-176
3. Базалева Л.А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. – Краснодар, 2010. – 26 с.
4. Бойко В.В. Синдром “Эмоционального выгорания” в профессиональном общении. — СПБ.: Питер, 1999. — 105с.
5. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: Новое явление в современном материнстве. //Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А.Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. Екатеринбург, 2018 — С. 53-58
6. Герхардт Сью. Как любовь формирует мозг ребенка/ Пер. с англ. Ю.В. Рыковской: 2-е изд., — М.: Этерна, 2018. — 320 с.
7. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. — М.: Когито-Центр, 2014. — 316 с.

8. Пискарёв П.М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений. — Москва: Эксмо, 2020. — 224 с.

9. Кравцова К.Ю. Использование мандал и нейрографики при СЭВ у педагогов. // Символ науки. — 2018. — №8. — С. 98-99
10. Забродько А.И. Метод нейрографики как символическое отражение эмоций человека. // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации. — сборник статей ХVI Международной научно-практической конференции. — Пенза: 2020. — С. 172-175