Библиографическая ссылка:  Топософия материнства  //Вестник интегративной психологии// Журнал для психологов. Вып. 21./ Под ред. В.В. Козлова.  — Ярославль: МАПН, 2020. — 478 с.  (С. 374-377)

Материнство — особый этап в жизни женщины, глубоко связанный с её идентичностью. Исследователи материнской сферы и ее онтогенеза рассматривают формирование материнства женщины как длительный многоэтапный процесс . [5, с.136]

Мы бы хотели посмотреть на этот процесс под новым углом зрения, с позиции топософии как науки о месте. В большинстве случаев топос рассматривается в контексте таких наук как лингвистика, литература, право.  Но мы видим возможность рассмотрения топоса в психологическом аспекте становления материнской сферы женщины. Мы рассматриваем топос не только как риторическое “общее место”, но и как общее место культуры; говоря о “топософии материнства”, мы предлагаем рассмотреть материнство как особую “систему мест”, предопределенную для женщины обществом, культурой, историей. Ведь материнство занимает значительное место внутри системы представлений женщины о себе, ее самоидентификации, так и особое место в системе социальных ролей, которые связаны с реализацией женщины в обществе. Более того, изменения, которые происходят в социуме 21 века, как указывают в своей статье Подольская О.Б., Ремизова М.Н.,  заставляют женщину переосмысливать место материнства в ее системе ценностей, в мультиролевом представлении о самой себе. [3, с. 52]

Достаточно длительное время на протяжении истории материнство являлось ведущим топосом жизни женщины. Ее социальное положение, место в семье определялось способностью к деторождению. Фактически замужество являлось переходным этапом, который подразумевал дальнейшее вхождение в материнство. Женщина не сталкивалась с выбором, становиться ли ей матерью, это предопределял топос ее статуса замужней женщины, который фактически был инициирован замужеством, но далее должен был быть подтвержден способностью к деторождению. Сегодня же мы видим, что женщине приходится делать гораздо большее количество ценностях выборов, определяющих ее место в жизни. Среди них — выбор, оставаться одной или быть с партнёром, вступать в брак или поддерживать более свободную форму отношений, рождать детей или нет, рожать и воспитывать детей с партнером или одной, погружаться в материнство и воспитание детей или делать ставку на карьеру и самореализацию в профессиональной сфере. Каждый из этих выборов, так или иначе, по мнению С.С. Савенышевой,  приводит женщину к необходимости самоосознания, к изменению самоидентификации, к поиску своего места и своего статуса. [4, с.46]

С одной стороны, количество выборов и их большая свобода дают широту пространства для свободы индивидуации женщины и могут рассматриваться как достижение феминистического движения, и, соответственно, следствие изменения правового статуса женщины, получения ею новых юридических свобод, а также свободы распоряжаться своей жизнью и планировать семью (вследствие революции в сферах фармакологии и медицины). С другой стороны, как показывает практика, такое количество неопределенности и выборов, которые женщина вынуждена совершать, часто ведут к дисбалансу, и мы задаемся вопросом, в чем причина такой невротизации? 

Как мы видим, современной женщине приходится делать выбор множественное количество раз, зачастую снова и снова выстраивая свой топос присутствия в этом мире, социальной группе, системе ценностных координат. Если ранее выбор о создании союза с мужчиной подразумевал автоматически заключение брака и рождение в нем детей, то сейчас женщина вступая в союз не обязательно готова к тому, чтобы стать матерью. И даже если у пары уже есть ребенок, каждая беременность — это некое решение о том, будет ли женщина входить в материнство или сделает аборт. Уже сама беременность сегодня — это не только биологическое явление, но и  социальное: следствие сделанного партнерами или самой женщиной выбора, цепочки выборов, решений, планов — отказаться от средств предохранения, обратиться к репродуктологу, выбрать клинику для родовспоможения, подумать о будущем ребенка, о жилплощади, образовании и тд, что тоже невротизирует женщину как основного актора этих выборов. Потому что эта сфера — это не только и не столько “оставить или сделать аборт”, сколько “планировать или пустить на самотек”, “предохраняться или решиться на беременность”, причем последнее — в условиях неопределенности будущего, ведь жизнь в современном мире меняется так стремительно.. И даже при положительном решении оставить ребенка, сама ситуация выбора создает у женщины чувство диссонанса, вины, растерянности. 

Также женщина сталкивается с выбором места материнства в своей жизни. Будет ли материнская реализация отныне центром ее жизни или она хочет сохранить ведущее место профессиональной реализации. Фактически женщина сегодня является мультиролевой личностью. И перед ней стоит непростая задача приведения в баланс всех этих ролей. Материнство как одна из таких ролей безусловно может вступать в конфликт с другими, не менее значимыми ролями: ценный сотрудник, общественный деятель, любящая женщина, жена и другие. При этом достаточно широко внутри женщины присутствуют не только различные социальные роли, но и роли внутренние, с которыми она себя ассоциирует: миротворец, организатор, переговорщик, спорщица, хорошая девочка,  и другие. Достаточно часто мы можем увидеть несбалнасированность ролей, предложенных теорией транзактного анализа: внутренний ребенок, внутренний взрослый, внутренний родитель. Становясь мамой, женщина перепроживает заново многие неразрешенные, подавленные конфликты своего детства. И часто это приводит к тому, что ее внутренний ребенок, подавленный, недолюбленный, начинает конкурировать с собственными детьми. Достаточно часто в интервью женщина-мать отмечает, что сваливается в детскую позицию во время конфликтов, непослушания ребенка. Испытывает чувство бессилия как это было в детстве.  

Каков топос изменяющейся роли и ее баланс в общем представлении о себе и в системе социальных статусов и ролей женщины? Безусловно, каждый раз современная женщина-мать вынуждена находить это место , еще и сталкиваясь с определенной системой социальных статусов и ролей, навязываемых ей обществом. Мы видим значительное репродуктивное давление на женщину, через транслируемые обществом установки: “роди до определенного возраста”, “смысл жизни женщины — в материнстве”, “счастье материнства — истинное счастье женщины”. При этом фактически женщина вынуждена делать выбор, осознавая его риски. Ведь если отец может уйти из семьи и, фактически ограничить свое участие в жизни детей минимальным финансовым участием через выплату алиментов, что порой он даже не делает, то женщина остается тем родителем, который принимает всю тяжесть и ухода, и воспитания, и финансового обеспечения детей. Ее топос материнства носит гораздо более устойчивый характер, нежели топос отцовства, как это представлено в обществе настоящего времени. 

Нередко ситуация становления личности женщины, ее опыт психологического рождения и формирования своего представления о своей женственности, о материнстве, оказывается недостаточно ресурсным. Из 180 опрошенных нами русскоговорящих женщин, проживающих в разных странах, имеющих детей, лишь 20 отметили, что они бы хотели воспитать своих детей так же, как это делали по отношению к ним их родители. И практически каждая из опрошенных женщин отмечала, что прикладывает много усилий, чтобы не повторить ошибки своей матери в собственном материнстве. Это говорит, на наш взгляд, о том, что современной женщине-матери оказывается крайне сложно определить свой выбор и отношение к материнству. И эта проблема носит многоуровневый характер и имеет связь с межпоколенческой проблемой топоса материнства, ведь онтогенез материнской сферы женщины, как это указывает Г.Г. Филиппова,  складывается под воздействием опыта ее отношений со своей матерью.[5, 137] 

Для рассмотрения топософии современного материнства, мы решили использовать подходы теории метамодерна, предложенные П.М. Пискарёвым [1, с.54],  и применить метод парадигмального анализа, чтобы проследить возможную динамику поиска места материнству во внутреннем пространстве личности современной женщины. Для этого мы взяли экран «личный проект» [2, с.138], поскольку достаточно часто мы встречаемся при анализе личных ego-материалов  матерей (блоги, комментарии и посты в материнских форумах, группах) с единым риторическим топосом их отношения к материнству как к «проекту моей жизни».

Эволюционное движение по квадрантам данного экрана идет от формы к ценностям, далее к окружению и, в итоге, — к предназначению. Нам видится, что, в контексте становления  материнской сферы женщины, мы также можем проследить данную эволюцию (“форма-ценности-окружение-предназначение”). Изначальное представление девочки, девушки о материнстве лежит в плоскости формы — “что я делаю с ребенком”, “что нужно для ухода за ребенком”. Ее топос достаточно предметный и конкретный. И формирование представлений о форме «проекта материнства» находит свою реализацию уже на ранних этапах онтогенеза развития материнской сферы, на этапе игры в дочки-матери, которая требует определенных «форм» игрушек, формируя начальный топос материнской роли — “я та, кто укладывает ребенка в коляску, я та, кто варит ему кашку, я та, кто укачивает ребенка” и так далее. 

Далее следует переход ко второму квадранту — «ценности». Здесь девушка или молодая женщина неизбежно задается вопросами — зачем мне ребенок? Зачем я хочу быть матерью? Какова ценность моего материнства и какова ценность ребенка? Это важный этап формирования выборов — становиться матерью или отказаться от рождения ребенка. “Каково место материнства в моем представлении о самой себе?” Многие мамы на этом этапе рассуждают именно исходя из представлении о себе в роли матери. “Я хочу проявить любовь, доброту, заботу, воспитать ребенка”. Однако, порой ценностная база бывает искажена и формируется фактически не в контексте материнства и ценности переживания материнства, но в большей мере в контексте решения тех или иных жизненных задач: уйти в декрет с нелюбимой работы, сохранив место, удержать мужчину, доказать родителям свой статус взрослости и так далее. В этом случае женщина неизбежно оказывается в ловушке и сталкивается с внутренним кризисом, когда ребенок появляется и занимает огромное место в ее жизни, и ей приходится находить ценностные смыслы, чтобы обеспечивать уход за ним и при этом сохранять позитивный образ себя и своего материнства. Риторический топос женщин, вошедших в материнство с внешней, а не внутренней мотивацией, часто звучит как «я оказалась в ловушке материнства». 

В третьем квадранте — «окружение» — женщина неизбежно начинает формировать топос себя как члена общества, “социальный топос”. Современная женщина имеет доступ к широкой картине социальной жизни за счет возможностей интернета. Становясь матерью, она не только оказывается ограничена в своих амбициях и передвижениях необходимостью ухода за малышом, но и  постоянно видит примеры жизни других женщин, их социальные успехи, их карьерные достижения, путешествия, материнские блоги, жизнь селебрити, которые демонстрируют идеализированную промо-картинку счастья, в которую, как правило, включаются и дети. Женщина начинает осмысливать свое место в обществе в новом статусе — статусе матери. И здесь порой она ощущает себя потерянной. До рождения ребенка она могла занимать позицию топ-менеджера крупной компании, иметь широкие социальные контакты, определенную социальную позицию, но уходя в декрет по уходу за ребенком, она зачастую чувствует утрату позиций. Она чувствует, что мир идет вперед в то время, как она остается в замкнутом мирке своего материнства. Риторический топос этого уровня зачастую звучит как «я теперь никто — просто мама», «я потеряла себя», «я потеряла свое место в жизни». Дополнительную трудность, на наш взгляд, представляет то, что женщина сегодня сталкивается с рядом специфических трудностей. Социум транслирует ей противоречивое послание — рожай детей, общество нуждается в них для решения демографических трудностей. С другой стороны, материнство в информационном пространстве не звучит как самодостаточная, либо ценная самореализация. Общество более нацелено на образ успеха как карьерную и материальную реализацию. При этом включается и внутренняя противоречивая динамика, нередко носящая межпоколенческий характер. С одной стороны, женщину с детства растили, ориентируя на учёбу, достижения в карьере, материальные успехи. С другой стороны, от собственной матери, бабушки она зачастую слышала риторический топос «все ради детей», «я на вас всю жизнь положила». Возникает растерянность — как найти свое место в жизни? Отдать жизнь на достижения или положить ее на воспитание детей? Редко у кого оказывается в опыте образ успешной интеграции того и другого. А типичные для общества нарушения сепарационного процесса, заставляют женщину формировать симбиотическую привязанность с ребенком, часто принося ее также из отношений со своей матерью. Что вызывает, опять же, немало внутреннего напряжения при попытке осознать как место материнства в своей жизни, так и свое место как матери в жизни ребенка. 

Четвертый квадрант — «предназначение» — на наш взгляд, пока мало представлен в сознании матерей, но имеет большой потенциал развития, как нам видится. Безусловно, далеко не каждая женщина-мать задумывается о понятии своего предназначения, и предназначения материнства. Однако, все чаще в риторическом топосе материнских групп, посвящённых развитию, звучат выражения типа «духовная практика материнства», «предназначение материнства», «материнство как путь развития». Женщины задумываются о роли матери как того, кто закладывает базовые основы экзистенциального восприятия, начиная с системы «базового доверия миру», которое формируется ребенком на этапе первых месяцев жизни, когда мать удовлетворяет его потребности и дает опыт, что мир безопасен и принимает, заботится о тебе и твоих потребностях. 

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 

  1. Топософия материнства как система дискурсов и концепций о месте материнской сферы во внутреннем пространстве женщины и ее внешней позиции в социуме представляет интерес для современных социологов, психологов, помогающих практиков и, конечно, самих женщин. Оно заслуживает внимания не только в контексте материнства, как обеспечения потребностей ребенка, выполнения ею материнского труда (motherhood), но и в контексте личностной сферы развития женщины, ее переживания себя внутри материнства, места материнства в ее личностном, социальном и духовном  развитии (mothering). 

  2. Современная женщина испытывает трудности с определением места своего материнства в общей структуре жизни, своего самоопределения. Она пытается успеть все, зачастую мечется между материнством и карьерной, социальной самореализацией, теряя чувство целостности и  обретая неизбежное чувство вины: хорошая мать не “бросает” ребенка ради карьеры или общества, но успешная женщина не становится “клушей”, воспитывающей детей. Она испытывает трудности в интеграции в единое ощущение своего Я и моя жизнь различные социальные роли (хозяйки, матери, жены, сотрудника, специалиста, эксперта, дочери, повара, логиста, подруги, члена различных социальных групп и так далее). Часто в женском общении звучит риторический топос «я исчезла», «я разрываюсь на кусочки», «меня нет». Женщина пытается переключаться между задачами, пытаясь удовлетворить ожидания ребенка, семьи, социума и теряет в этом процессе себя, собственные смыслы. Нам представляется важным дальнейшее рассмотрение этого вопроса и поиск определения интегративной целостности личности матери, как оси сборки и внешнего выражения ее роли, и внутреннего его содержания в контексте развития и благополучия личности женщины. 

  3. Рассмотрев предложенный топос материнства в контексте экрана парадигмального анализа «личный проект», мы видим, что фактически каждая мать оказывается укоренена в первом квадранте — “форма”. Она выполняет уход, обеспечивает ребенка действиями, необходимыми игрушками, материалами для творчества, занятиями и так далее. В то время как на втором квадранте — «ценности» — появляются предпосылки к внутреннему конфликту, а в третьем квадранте («окружение») женщина часто попадает в ситуацию серьезного истощения и эмоционального выгорания, пытаясь реализовать ожидания разных социальных групп, и выполнить предписания транслируемых ими установок внутри своего отдельно взятого материнства. Нам представляется выходом из этой ситуации возможные программы поддержки женщин-матерей, целью которых было бы укрепление их целостного позитивного представления о себе  и обучение методам гармонизации своего внутреннего состояния, повышения уровня ассертивности (независимости от мнения окружающих) в вопросах выбора социальных ролей и жизненного пути. Это может дать устойчивые предпосылки для перехода к четвертому квадранту «предназначение» и нахождению места материнству в контексте целостной личностной реализации собственной жизни. 

Литература

1. Пискарёв П.М. К методологии исследования метамодерна: метод квадрантов, холизм, интегративность, системный подход, принцип системности, общая теория систем. //История, Политология, Социология, Философия: Теоретические и практические аспекты.Сборник статей по материалам XXI-XXII международной научно-практической конференции. — Новосибирск. Изд-во: Ассоциация научных сотрудников “Сибирская академическая книга”, 2019. с. 57-73 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38551446
2. Пискарев П.М. Метамодерн. Счастье в квадрате. Москва: Эксмо. 2020. — “304с.” 
3. Подольская О.Б., Ремизова М.Н. Проблемы материнства в современном социуме. // Наука в центральной России. 2019 №3 (39) с. 47-53 Тамбов.: Изд-во:Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19078409
4. Савенышева С.С.  Отношение к материнству у современных женщин. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008 вып.4 с. 45-54 Психология. Социология. Педагогика. Санкт-Петербург. Изд-во: Санкт-Петербургский Государственный Университет. 
5. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Г.Г. Филиппова. — 2-е изд., испр. и дом. — Москва:  Издательство Юрайт, 2020. — 212с.