Почему воспитание начинается только тогда, когда завершается симбиоз?

img_75412_simb2Порой мамы теряют радость своего материнства, теряют как-то незаметно, по мелочам. Просто сегодня как-то все не то, как-то тяжело, почему-то жизнь превращается в серую рутину противостояний, порой и вовсе в баталию. Иногда она обрастает тревогами, зачастую — чувством вины… И, мама теряет радость — важнейший нектар, то, что не менее питательно и незаменимо для роста и развития ребенка, чем материнское молоко! Молоко взращивает тело, радость и удовольствие от общения с ребенком взращивают его личность.

Иногда мамы скептически вскидывают бровь — радость воспитания? Ну, ну, мы тоже слышали эти славные призывы для тех, кто еще не нюхал пороха! Для тех, кто украшает детскую плюшевыми медведями и рассматривает в соцсетях картинки милых пупсов в розовых лентах! Это все чудно! И даже с бессонными ночами можно смириться. Но о какой радости воспитания вы говорите, когда это нечто в слюнях, соплях и слезах уже пол часа истошно орет в самый неподходящий момент?! О какой радости воспитания вы грезите, когда ребенок заявляет — ты плохая, уходи! А что за идеи о радости, когда он швыряет в тебя с размаху машинкой, когда ты начитавшись классных книжек для мамочек, мечтающих о радостном материнстве, идешь в надежде договориться по-науке: милый, ты знаешь, я так понимаю, что ты не хочешь надевать пижаму, но у нас есть правило и тебе пора спать?! И в этот момент бумс, ты получаешь с размаху в физиономию грузовичком, который сегодня ты все же согласилась купить после десятого «ну мам!!!» в супермаркете?!

И этих мам можно понять! Сусальная радость материнства с рекламных плакатов и реальность жизни порой сильно разнятся, и жизнь есть жизнь, в ней есть место согласию и несогласию, есть место злости или минутам нежности. Но неужели радость воспитания — это всего лишь миф?

Сложность порой заключается в том, что к воспитанию мы так и не переходим в своем родительстве! Конечно, мы уговариваем, объясняем, иногда даже наказываем, но является ли это воспитанием ребенка? Нет! Давайте попробуем разобраться в том, что же такое воспитание?

С появлением малыша на свет, мама вряд ли обеспокоена его воспитанием, она занята взращиванием своего малыша. Благодаря предусмотренной природой симбиотической фазе в которой мама и ребенок оказываются теснейшим образом связаны даже после того, как ребенок появился на свет, мама испытывает массу позитивных ощущений и эмоций. Уже сам взгляд на ребенка рождает теплое чувство радости внутри — щедро вырабатывается окситоцин, активно производится дофамин, особенности работы мозга мамы в этот период позволяют ей чувствовать и понимать потребности своего ребенка буквально без слов, получая массу радости, вызванной тем, что ребенок с каждым днем все больше «отвечает» ей радостью и улыбками со своей стороны! Чудесное время, предусмотренное природой, чтобы нервная система малыша «запустилась», получила базовое позитивное подкрепление и наладила с мамой изначальные отношения. Порой мамы с большой ностальгией вспоминают те чудесные времена, несмотря на колики, пеленки, ночные бдения и сложности в налаживании ГВ.

Но жизнь не стоит на месте, ребенок растет, переходит в следующие фазы развития, требует от мамы уже не только взращивания, но все больше перехода к воспитанию, к более сложному взаимодействию, основанному на его растущей автономии и самостоятельности. Вот тут начинаются первые «потери» радости материнства. Ребенок требует, лезет, убегает, кидает, кричит, мамкает, дерзит, ноет, истерит, дерется, хочет все и немедленно! И этот дурдом нарастает! А мама? Мама пытается все так же вернуть его в русло позитива и улыбки, мама пытается отвлечь внимание, воззвать к пониманию, к совести, мама пытается просить, договариваться, требовать, запрещать, ругать! Почему же не получается? И в какой момент стали таять удовольствие и радость от моего материнства?

Давайте посмотрим — что же произошло? Ребенок требует от мамы уже не симбиотических отношений, ребенок требует воспитания — то есть кодов поведения, ориентирования в ситуации, опоры для наращивания умения в регуляции своих импульсов, желаний и сопутствующих им эмоций! И требует он этого с учетом своих индивидуальных особенностей и особенностей той фазы развития, тех сенситивных периодов, которые он проходит прямо сейчас! Почему же мама делает так много, а результат не радует?

Воспитание становится возможным лишь тогда, когда мама и ребенок выходят из симбиотической связи, как бабочка может летать лишь пройдя трансформацию из гусеницы и выбравшись из куколки! Как может мама воспитывать находясь внутри единства с ребенком, она может лишь питать и взращивать. Но если этот процесс задерживается — это уже перегружает маму и тормозит ребенка в развитии. Только выходя из фазы симбиоза мама и ребенок переходят к отношениям родитель и ребенок, воспитатель и тот, кто следует за ним, может брать у него. Тогда появляется Я и Ты, Я веду, ты следуешь за мной, я делаю, а ты учишься у меня, я приглашаю к сотрудничеству и ты сотрудничаешь со мно!

Порой мамы так бояться расстаться с уютным пространством симбиоза с малышом, им кажется, что с выходом из симбиоза они потеряют близость и теплоту. Но по факту оказывается наоборот, оставаясь в симбиозе слишком долго, они теряют радость материнства, теряют силы, порой и здоровье, теряют возможность более глубокой и зрелой привязанности, доступной лишь воспитателю и воспитаннику, теряют удовольствие от радости сотрудничества, от зрелых выборов своего ребенка, от его растущей самостоятельности, теряют радость от возможности доверять своему ребенку и видеть его зрелые выборы, умение ориентироваться в ситуации и строить отношения!

 

Для тех, кому интересно узнать о симбиозе мамы и ребенка, а так же выходе из него больше, приглашаю 22 апреля в 19:30 мск. на бесплатный он-лайн практикум «Симбиоз: мама+ребенок или выход в самостоятельность?»
Для участия в практикуме пройдите регистрацию http://wp.intumama.ru/page/simbioz-ss/
На практикуме вы получите ответы:

В чем главный секрет симбиотической фазы развития ребенка?
Бывает ли симбиоз с папой или бабушкой?
Почему если вы даете ребенку свободу, он зачастую не спешит ей пользоваться?
Самостоятельность или привязанность — для Чего, Когда и Зачем?
Какие действия мамы формируют самостоятельность ребенка?
Почему последовательность действий очень важна?
Реальности воспитания: усталая улыбка вместо радости. А почему так?
Мама и совет бабушки в ответе за ребенка… Роль отца и роль отношений между родителями
Что любая мама знает не по наслышке о симбиозе?

Автор: Катерина Сорокина

Поделиться: