Три отличия границ и наказаний в жизни ребенка.

Удивляюсь как часто путаются понятия «границы» и «наказания»! Очень многие люди представляют их себе чуть ли не полными синонимами. А это очень опасная тенденция, ведь именно так зачастую начинаются многие проблемы с которыми родители уже приходят на консультации, связанные и с нарушениями поведения ребенка, и с нежеланием учиться, с низкой самооценкой ребенка или и вовсе приступами агрессивного поведения.

Поэтому сегодняшний пост решила посвятить тому, чтобы разобраться, чем же отличаются границы и наказания и к чему ведет их наличие или отсутствие в жизни ребенка.

ГРАНИЦЫ

1. Граница помогает ребенку очертить в первую очередь внутренний круг безопасного пространства возможностей. Возможностей: самостоятельного исследования, практикования в освоенных навыках и сформированных функциях, знакомства с альтернативным выбором и возможными последствиями этого выбора. Таким образом здоровая граница помогает ребенку развиваться, удовлетворять базовый исследовательский инстинкт, дает мотивацию к обучению. Находясь в безопасном пространстве своей квартиры вы можете принять ванну, порисовать, сделать уборку или заняться кулинарией. Все в ваших руках. Можно конечно и погрустить, что муж уехал с вашими ключами на работу и вы не можете уйти. Но вряд ли ваша досада будет длиной в целый день и удержит вас от массы всего, чем вы могли бы заняться дома.

2. Граница всегда нейтрально окрашена в эмоциональном плане. Это знак «стоп», преграда, но не нападающий фрагмент окружающей ребенка действительности. Представьте себя в комнате. В ней есть стены. Вы можете попытаться пройти сквозь них в соседнее помещение. Стены остановят вас, но сделают это не нападая, без оценки вас, вашего намерения, результатов и даже возникших в следствие неудачи результатов. Вряд ли вы будете долго бороться со столь нейтральным оппонентом 🙂

3. Граница логически связана с решаемой ситуацией, а значит, будет носить для ребенка обучающий характер, помогая понять логику и устройство окружающего мира. Это чудесно помогает в адаптации, развитии как социально-коммуникативных навыков, так и просто сообразительности, от которой вовсе недалеко до так ценимой сегодня креативности мышления.

img29

НАКАЗАНИЯ

1. Наказание всегда обусловлено волей другого человека и направлено на подчинение. Таким образом у ребенка мало шансов научиться чему-то относительно себя, своих возможностей, вариантов решения поставленной задачи. И в будущем ребенок, воспитанный на наказаниях стремится в первую очередь найти того, кого слушаться, а не то, как найти выход. Здорово, конечно, когда он слушается родителя, но, к сожалению, очень быстро другие люди занимают место авторитетной фигуры, требующей подчинения, не всегда их требования бывают продиктованы интересами ребенка, вы же понимаете….

2. Наказание имеет эмоционально-негативную окраску, побуждая ребенка искать способ выйти из под эмоционального давления, вместо того, чтобы обогатить его жизненный опыт. Вспомните хотя бы себя, когда ваша мама звонит и говорит вам: «Ну конечно, я же тебе говорила….» Вряд ли вас интересует конструктивная часть ее высказывания. Сначала нужно спастись из под обстрела упреков.

3. Наказание связано не с ситуацией, а в первую очередь, с эмоциями наказывающего, с его оценкой и недовольством. Чему же учится ребенок? Учится ли он прислушиваться к своим чувствам, анализировать уместность своих импульсивных желаний, возможные их последствия? Ни в малейшей мере! Вся энергия будет направлена на оценку текущего эмоционального состояния родителей. Ты сегодня не в духе? Не буду действовать на прямую, лучше затаиться. А сегодня ты устала? Хорошее настроение или чувствуешь себя виноватой, что поздно забрала меня из садика? Супер! Время действовать по полной! Это ли не шаг к манипуляции в которой дети бывают весьма искусны?

И конечно это лишь немногая часть возможностей сравнить границы и наказания, но, я надеюсь, вы уловили суть: границы учат и оберегают ребенка в то время как наказания побуждают его манипулировать, изворачиваться и ни в малейшей мере не приближают ребенка к пониманию себя или законов мироустройства!

Автор: Катерина Сорокина