Как часто нам хочется, видя застенчивого ребенка, помочь ему, подтолкнуть, ободрить, чтобы научить легче общаться! Однако очень часто такая «помощь» лишь усиливает нежелание ребенка идти на контакт. В чем же ошибка взрослого?
1. Застенчивого ребенка не стоит винить. Да, они как и все остальные дети время от времени делают что-то, что нам не нравится, совершают ошибки, промахи, оказываются виноваты в какой нибудь проделке. Но именно с этими детьми наши попытки «донести значимость содеянного», «достучаться», «что бы на всю жизнь запомнил» и прочие подобные интенции оказываются неуместны. Стоит помнить о том, что в силу характера такой ребенок в целом предрасположен сам обвинять себя во всех вольных и невольных грехах, при этом как собственных, так и всех окружающих. Поэтому ваше «раздувание» его промаха акцентирует все его внимание не столько на причинно-следственных связях и возможных путях изменения ситуации, опыте, который несет каждая ошибка, а скорее на собственной вине, кладя в копилку его негативного самоощущения еще один «камушек».
2. Застенчивого ребенка не стоит ругать. Собственно причина практически та же, что и в предыдущем пункте — усугубление проблемы низкой самооценки. С той разницей, что акцент внимания распределяется между собственной виновностью и плохостью, а так же недовольством, раздражением, досадой значимого взрослого. А это, в свою очередь, напоминает ребенку о том, что лучше поменьше проявлять себя, тогда и тебе не так достанется, и маме не будет так плохо из за тебя.
3. Застенчивого ребенка не стоит насильно подталкивать к контактам. Да, действительно, именно общение — слабая сторона такого ребенка, ему очень нужны здоровые позитивные дружеские отношения с другими детьми. Порой из лучших побуждений мы пытаемся «организовать» такие контакты, просто помещая в них ребенка. А теперь вспомните, как вы ощущали себя в случае, если у вас был опыт, когда мама, сестра или заботливая подруга «случайно» знакомила вас с «милым молодым человеком». Если вам повезло избежать этой части, то наверняка вам удастся припомнить подобную ситуацию из множества кинофильмов. Суть в том, что редко кто из героев не чувствовал себя в этот момент крайне неловко, не злился бы на столь «дружеское участие» и не чувствовал бы себя полным неудачником! То же происходит и с ребенком, с поправкой на меньший жизненный опыт, не наработанные пока защитные механизмы психики, конкретность мышления, неумение найти варианты более-менее позволяющие «сохранить лицо».
4. Застенчивого ребенка не стоит выставлять на показ: то есть заставлять читать стишки Деду морозу, рассказывать вашим гостям как вы ходили вчера в зоопарк, демонстрировать вчера освоенный навык счета до десяти и обратно бабушке. Сцена в любом ее проявлении мучительна для подобного ребенка. Он может сделать все вышеперечисленное, но только САМ! Тогда, когда сам сделает шаг и сможет найти в себе силы, смелость, дерзновение проявить себя. Это требует с его стороны огромного мужества и внутренней работы, но тогда это и приращивает к его самооценке, опыту успеха огромный значимый фрагмент. В то время, как принуждение лишь подтверждает его нежелание быть замеченным, заставляя вновь пережить мучительные дискомфортные чувства, память о которых кладет новый кирпичик в барьер, который самому оказывается еще труднее преодолеть.
5. Застенчивому ребенку не стоит давать ярлыки. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!» И в этом есть свой смысл. Приходя в этот мир ребенок ничего не знает о себе, о других, о мире. Все это он узнает. Узнает в первую очередь глядя в родителя как в зеркало, отражаясь в нем и познавая себя через это отражение. Очень часто ребенок слышит, как вы говорите о нем: «да она у нас такая тихоня!», «он такой застенчивый, стеснительный». Постепенно вы начинаете считать это его основной характеристикой, а он, глядя в ваше зеркало, считать это для себя неотъемлемой нормальной частью себя. При этом он обладает массой разных других качеств, порой даже взаимосвязанных с его застенчивостью! Он может быть чувствительным, наблюдательным, очень ответственным и старательным, внимательным к мелочам! (Кстати, готовя сейчас двухдневный он-лайн практикум о застенчивых детях, который пройдет 20-21 ноября http://in-balance.justclick.ru/zastn, я увидела, сто список сильных, положительных качеств застенчивого ребенка вдвое превысил у меня список его слабых характеристик!) Беда в том, что он сам оказывается акцентирован именно на проблемных качествах, окончательно утверждаясь в своей низкой самооценке.
6. Застенчивого ребенка не стоит пугать! Такие дети и так часто имеют слабый тип нервной системы, зачастую подвержены особой тревожности (иногда это физиологически обосновано определенными неблагоприятными факторами протекания беременности). Когда же родители в воспитательных целях сообщают об опасностях мира: микробы, злые дяди, бешеные собаки, потеряешься и так далее, то ребенок воспринимает это буквально, утверждаясь в идее, что теперь он точно пропадет и подвергнется страшной опасности, что все это наверняка случится именно с ним! Более того, эгоцентричность, свойственная детям, утверждает его в мысли, что он сам еще и виноват во всем этом! Почти единственным способом сохранить хоть какую-то безопасность для ребенка становится попытка минимально проявлять себя и действовать во внешнем мире, надеясь остаться незамеченным всеми этими угрозами. Другим способом оказывается сохранять максимальную зависимость, связь с мамой, полагаясь на ее возможности справиться и защитить. В этом случае малейшее нарушение позитивного фона отношений воспринимается ребенком как глобальная угроза безопасности жизни, расшатывая и так от природы не слишком сильную нервную систему малыша.
Автор: Катерина Сорокина