Каждая мама которой я задаю свой традиционный вопрос о целях — «каким вы хотите воспитать вашего ребенка?», дает первый ответ — счастливым!
Конечно же, еще умным, добрым, успешным и многое другое! Но первое и наверное главное — счастливым! И это понятно и правильно! Мы приглашаем в жизнь ребенка, надеясь на то, что его жизнь будет успешна и даст ему то удивительное ощущение счастья, к которому мы все так или иначе стремимся!
Однако всегда ли наши дети счастливы?
Почему гаснут глаза и улыбки? Почему ребенок постоянно ноет, требует, капризничает и никак счастливым не выглядит, несмотря на то, что мы прикладываем столько усилий к его развитию?
Предлагаю вам обратить внимание на самые, пожалуй, частые установки, которые мешают ребенку почувствовать себя счастливым.
1) Страх ошибки
Сегодня мы постоянно переживаем по поводу успеха, достижений, забывая просто быть! Надо успеть, вдруг после трех уже ВСЕ поздно? Ну что ты не можешь сделать сразу все нормально, я же тебе все объяснила!? Смотри, Маша уже надела колготки, а ты…?
Мы невротизированы в нашем родительстве, в какой-то конкурентной борьбе за самое идеальное материнство. Мы сами страдаем гиперответственностью, перфекционизмом и синдромом отличницы! И… ребенок перенимает наш невроз очень рано! Он боится сделать что-то не так, не сразу, не идеально! Он хочет, чтобы лучше делала мама, у нее уж точне выйдет лучше и совершеннее! Он боится играть в настольную игру — вдруг я проиграю?! Он не хочет пробовать то, в чем он не уверен!
А в чем, в каких навыках он может быть уверен в свои незрелые 3-5-7 лет? В школе еще и формальная оценка каждой оценки добавится! И ребенок теряет свою способность радоваться спонтанному исследованию, счастье проявлять себя, узнавать себя и преодолевать свое несовершенство!
2) Ты хуже, чем я ожидаю
Дети устроены природой так, чтобы соответствовать нашим родительским ожиданиям! Может звучать странно, вроде бы они как раз постоянно творят что-то «поперек» нашим просьбам. Но они глубинно чувствуют наши ожидания. «Не беги, упадешь!» — да, мы просим не бежать и быть осторожным, но ждем… что упадет! И вероятность того что упадет — возрастает!
Все мы хотим быть хорошими, нравиться! Это дает ощущение счастья близости и контакта с другим. А для ребенка, который еще только познает себя через контакт с мамой и папой, это непременное условие — чувствовать себя хорошо!
Конечно, редко кто из современных родителей явно говорит подобную фразу своим деткам. Но они чувствуют контекст лучше, чем понимают смысл наших прямых посланий. Вспомните, как часто вы критикуете своего ребенка? Как часто в ваших словах звучит упрек, а в интонации — разочарование? Может быть стоит поменять их на веру в своего ребенка в любых условиях? Ну да, сегодня он опять промахнулся с горшком! Но как много вы видели тридцатилетних дядечек, которые до сих пор не умеют справиться с естественной нуждой? Верьте в вашего ребенка и он сможет гораздо быстрее реализовать ваши ожидания! Да еще и испытает от этого гордость и счастье!
3) Отсутствие внимания
Несмотря на то, что сейчас наше общество детоцентрировано как никогда раньше, мы очень озабочены здоровьем, воспитанием, образованием и индустрия детских товаров уже сравнима с индустрией оружия… Сколько времени мы уделяем самому ребенку? Не нашим проектам относительно его образования? Не нашим тревогам по поводу его будущего? Не выбору для него модной курточки и классного беговела? Сколько внимания мы уделяем тому, что происходит в душе маленького человека? Сколько он чувствует нашего искреннего внимания к нему самому, а не к его урокам, к сломанным им вещам, к словам воспитателя о его поведении сегодня в садике?
4) Отсутствие уважения
Уважение — дефицит нашего времени как между взрослыми, так и по отношению к детям. Что такое уважение? Иногда его трактуют как ценность достижений человека! Вот этот молодец , сделал то и это — достоин уважения! Но если мы посмотрим на истоки — уважение это то, без чего невозможно здоровое человеческое общество! Уважение помогает нам видеть самого человека вне его регалий, вне его социального статуса и степени богатства.
Уважение — это когда мы видим в другом и в себе Искру Божию. Только такое уважение действительно выстраивает между нами глубокий мост доверия и понимания. А без них любые отношения остаются пустыми и холодными! С такого уважения начинается наша безусловная любовь к ребенку! И без этого не только трудно быть счастливым, но и развитие личности Человека происходит с искажениями заниженной самооценки!
5) Нехватка значимости
Детям важно иметь значение в нашей жизни. Они еще малы и слабы, несовершенны в своей незрелости. Но они проделывают огромный труд создания в себе Человека! И они хотят быть не просто потребителями благ, которые мы им приносим. Это делает их хорошими винтиками нашего общество потребления, но не делает их счастливыми, несмотря на 345-ю машинку, которую вы подарили.
Человек отличается от других живых объектов тем, что он имеет духовные потребности — делать что-то для других, искать смыслы, создавать что-то и делиться этим. Служение не только себе и своему богатству, статусу, а служение людям, помощь, которая будет значима для других — это то, к чему стремится даже самый маленький малыш, спеша подтащить маме сумку, смешно подражая тому, как мы подметаем, чистим обувь, моем посуду. Но для него это не игра! Это обесценивает его усилия. Он хочет, чтобы его жизнь, усилия, действия имели смысл и были значимы для пусть пока маленького, но общества — его семьи!
6) Нехватка эмоционального обмена
Трансформация наших животных импульсов и стремлений в человеческие качества морали происходит только под влиянием чувств! Эмоциональное восприятие создает базу для нашего развития. И ребенок нуждается в искреннем и качественном обмене не только полезными вещами и умными мыслями, но чувствами! Никакая информация не остается в нашей памяти надолго, если мы не соединились с ней эмоционально! Каждую минуту в нас происходит движение эмоциональной волны! Это позволяет нам чувствовать жизнь, чувствовать себя живыми! И у человека есть потребность разделить свое переживание с другими!
Особенно это важно для ребенка, который еще не умеет понимать, разбираться в своих внутренних состояниях. Ему нужно научиться ориентироваться в них. Ему нужно понять этот мир и свое место в нем! Только в искреннем эмоциональном общении с мамой и папой он балансирует свое состояние возбуждения нервной системы и учится жить, не боясь себя, не подавляя, но направляя свои чувства! А мы, взрослые, часто забываем о том, что ребенок — это не просто проект — все спланировали, расписали этапы, цели, задачи, выбрали инструменты и… Делай это, не делай это! Такой алгоритм не срабатывает! Ребенок пульсирует жизнью и ему нужно живое эмоциональное участие близких!
7) В меня не верят!
Вера в себя рождается из опыта чьей-то веры в нас в детстве! И тогда уходит страх ошибки! И тогда ты чувствуешь значение своих усилий и готов преодолевать любые преграды и сложности на своем пути! Дайте вашему ребенку эту инициирующую энергию дерзновения через веру в него! И вы увидите как его глаза засияют!
8) Нехватка защищенности
Это утверждение может показаться странным в наш век тотального контроля за безопасностью детей. Мы покупаем с рождения автокресла для малышей, наши детские площадки — образец круглых углов и безопасной игры. Мы не пускаем детей в магазин за хлебом, защищая их от возможных неприятностей в нашем недобром мире! Про какую же незащищенность идет речь?
Для ребенка важна защищенность не только физическая, но и эмоциональная! Иногда ему нужна защита от его собственных внутренних импульсов и незрелых желаний. И если мы, взрослые, не умеем выставлять четкие здоровые границы, ребенок не может себя почувствовать защищенным в бесконечном космосе своих противоречивых внутренних импульсов и сменяющихся нерегулируемых пока эмоций!
А еще бывает так, что нам стоит позаботиться о самих себе, чтобы защитить ребенка от внутренних монстров, живущих в каждом заботливом родителе, но вырывающихся порой на свободу, если мы забываем о себе!
9) Кража времени
Стресс, связанный с нехваткой времени, передается по наследству в нашем обществе вот уже не одно поколение!
— Давай, поторопись!
— У нас нет времени!
— Мы же опоздаем!
Мы постоянно торопимся сами и торопим детей, убеждая их с рождения, что у них нет времени на свою жизнь! На то, чтобы просто быть! Чтобы чувствовать себя! Чтобы быть внимательными и пытаться осознавать, а не просто действовать, действовать, действовать!
Суета рождает хронический стресс, из которого вряд ли возможно дотянуться до счастья! Вы согласны?
10) Лишение самостоятельности и собственной мотивации
Самостоятельность — это свобода! Правда, как быть свободным, если ты не можешь сам поесть или завязать свою обувь? Как быть счастливым, если ты ничего не хочешь, пресыщенный и ожидающий привычно, чтобы за тебя хотели мама, папа, бабушка и воспитательница? А как же радость «я смог!»? А как же восторг живого интереса, открытия этого мира? Ведь это те дары, которые даны детству Богом!
И мы пытаемся в погоне то ли за своей родительской гордыней, то ли от своего родительского невроза все проконтролировать, во всем помочь, упростить, усовершенствовать, не давая ребенку возможности делать! Ошибаться, расстраиваться, бороться, и… достигать самому! Да, достигать своей незвисимости от нас! Да, это вызов нашему собственному чувству значимости, нужности, но может быть нам стоит поискать как реализовать их не только за счет ребенка? За счет его счастья? Ведь мы так хотим вырастить ребенка счастливым?!
Научитесь делать своих детей по-настоящему счастливыми! Дайте им право жить свою жизнь и раскрывать свою природу, даже если это не совсем так как вы спланировали, ожидали или видели в ваших мечтах! Просто будьте с вашими малышами и детками постарше! Делитесь с ними собой! Будьте открыты им! И вы увидите, как не только на их, но и на ваших собственных лицах появляется все более уверенная и постоянная улыбка счастья!
19.02. приглашаю вас на открытое занятие Школы Интуитивного Материнства «Как вырастить ребенка счастливым». 19.02. Вход в вебинарную комнату здесь: https://pruffme.com/landing/u24414/tmp1579284728
А 1 марта стартует коуч-группа «Вкусное материснтво». https://intumama.ru/nokonflikt/coach/
Чтобы начать работу в группе, вам необходимо сначала написать мне письмо по адресу intumama@yandex.ru и описать вашу текущую ситуацию и сложности с ребенком.
Автор: Катерина Сорокина.