Интересно, что многие ощущают, что мотивация современных детей сильно отличается от того, как мы, родители, помним к примеру себя. Однако нередко можно увидеть непонимание — ну подумаешь, мало самостоятельности — наживется еще сам-то! Ну подумаешь, ждет все время похвалы — мне же не жалко собственного ребенка похвалить, я же его люблю! Ну подумаешь, все время на скуку жалуется — я могу себе позволить почаще новые игрушки покупать, в разные развивалки и кружки ходить, а там уж и школа скоро — не до скуки будет!
Многим тревожным сигналам находятся объяснения. Многое списывается на то, что ребенок еще мал, что в центре развития педагоги недостаточно хорошо развлекают ребенка, что просто ребенок с особыми интеллектуальными запросами и он перерос уже всякие детские забавы, мол оттуда и скука!
Давайте попробуем разобраться, так ли все безобидно и почему снижение самостоятельности, мотивации, исследовательской деятельности требует внимания любящих ребенка взрослых как можно раньше?!
1. Большая иллюзия заключается в том, что характер человека формируется в сознательный период его жизни, когда ребенок стоит на заре юности и взросления. На самом же деле, все основы нашего Я закладываются в нежном возрасте первых трех лет жизни. На уровне подсознания складывается представление о себе, об окружающем мире, об отношениях между людьми. Фундамент нашего Я имеет очень важный связующий разные элементы «раствор» — это желания, интересы и опыт первых удач, поражений и отношения к ним значимых взрослых. Если же мотивация, интерес и желания подорваны, искажены или подавлены, то ребенок безусловно продолжает расти физически, а вот его Я так и остается расплывчатым, жизненные цели — неопределенными, уверенность в своих силах — зависимой от внешних факторов.
2. Сниженная исследовательская активность ребенка, особенно в дошкольный период, напрямую влияет на формирование его мозга и всю Центральную нервную систему, без адекватной работы которой невозможно представить себе ни один из аспектов жизни человека — будь то крепкое здоровье или интеллектуальная и социальная реализация или чувство удовлетворенности своей жизнью.
Как это работает? Первые годы жизни представляют собой сверхскоростное построение новых и новых соединений между клетками нервной системы, что происходит благодаря поступающим импульсам от окружающей малыша среды и возможности его организма отвечать на эти стимулы, то есть реагировать, действовать. Топливом для этого «насоса», качающего стимулы туда и ответы обратно, является любопытство, спонтанный живой интерес и возможность проявлять самостоятельную активность. При этом обучение растущего мозга происходит благодаря интеграции информации всех органов чувств, а не только информации, поступающей через слух и зрение (активные когда вы «учите» ребенка, рассказывая или показывая что-то)!
3. Ребенок со сниженной мотивацией всегда ждет стимула извне. Его внутренняя движущая сила интереса оказывается недостаточной или блокированной, а следовательно, с самого раннего возраста ребенок привыкает к пассивной роли ведомого, зависимого, бессильного. Внушаемость таких детей очень высока, что часто делает их жертвами успешных манипуляторов, которые всегда найдутся чуть позже в подростковой среде. Да и в более позднем возрасте, уже будучи взрослым, такой человек оказывается крайне зависим от кого-либо, кто четко презентует собственные цели и подкрепляет его действия постоянной внешней оценкой. Даже если столь лакомыми качествами никто не воспользуется в своих целях, человек начинает испытывать все большую неудовлетворенность своей жизнью, поскольку не имеет и не достигает собственных желаний. К среднему возрасту в этом случае человека ждет серьезный кризис и нередко — затяжная депрессия.
4. Еще одной оборотной стороной низкого исследовательского интереса оказывается низкая способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Ведь разнообразный опыт оказывается недоступен, вся жизнь движется успешно лишь в рамках привычного и неизменного. Однако, в современном мире, где скорость перемен достигает космических скоростей, родителям крайне важно вырастить ребенка с высоким адаптивным потенциалом, чтобы он мог легко воспринимать перемены, находить свое место в новых условиях, реализовывать творчески свой природный индивидуальный потенциал даже в случае, если его профессия уже перестала существовать или ему пришлось жить в иной стране!
5. Еще одним немаловажным моментом оказываются наши отношения! А родителям стоит помнить о том, что отношения ребенка с родителями неминуемо оказываются базовой моделью его дальнейших отношений с людьми, в том числе со своей будущей половинкой, со своими детьми. Если сначала родители рады заинтересовывать чем-то новым малыша, то уже через несколько лет это становится тяжелым эмоциональным грузом. Стимулы для активации ребенка требуются все более мощные, усилий родителя нужно все больше, наши ожидания, что должен же когда-то запуститься процесс самостоятельности растут, но… Ничего не происходит. Становится все труднее и рано или поздно родителю приходится переходить к эмоциональному и дисциплинарному давлению. Отношения с ребенком становятся все более напряженными, ведь он тоже неминуемо начинает бороться с давлением, защищаться и…. Отдаляться от нас!
Безусловно, данные 5 пунктов — лишь малая толика последствий проблемы мотивации! Однако, думаю уже из них становится понятно ключевое значение самостоятельности, активности и исследовательского интереса для того, чтобы ребенок вырос счастливым, успешным и удовлетворенным своей жизнью человеком!
Автор: Катерина Сорокина