Многим мамам в наше время очень хорошо известен главный девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать самому!» И действительно, самостоятельность ребенка — одна из базовых основ формирования его личности, помогающая ему освоить легко и с интересом множество умений и навыков, необходимых для успешной жизни!
Самостоятельным своего ребенка хотели бы видеть очень многие мамы! Только подумайте, сколько бесценного времени можно сэкономить за день, если не отлавливать ребенка каждый раз, когда необходимо одеваться или раздеваться, сколько нервов может сохранить мама, если не нужно одновременно уговаривать ребенка и надевать ему кофту, ботинки, шапку, пытаясь удержать вывертывающегося из ваших рук непоседу! А если он при этом еще включил «сирену»…!
Конечно, не все дети так активно протестуют против маминых попыток помочь! Кто-то уже научился послушно открывать рот, когда его кормят, кто-то становится похож на большую красивую куклу, которую наряжают, кто-то и в 4 года делает лишь сосательные движения, пока мама заботливо держит коробочку с соком.
Не прекращает быть актуальной проблема самостоятельности и для мам ребят, которые собираются или уже пошли в школу! Многие родители уже в детском саду обсуждают сколько времени скоро придется тратить на то, чтобы делать с ребенком уроки!
Обсуждая с мамами вопрос самостоятельности ребенка, я вижу, что большинство из них «за»! И даже находят в себе силы не поправлять, позволяют сидеть и надевать эти непослушные колготки столько времени, сколько ребенку нужно, чтобы исследовать этот процесс! Есть и мамы, которые стараются дома внедрять замечательные принципы Монтессори-педагогики, создавать для ребенка среду, в которой есть место для самостоятельности, есть удобная мебель, заботливо продуманные уголки для занятий малыша, НО!
НО! Ребенок не хочет делать сам! Сегодня мамы сталкиваются с пародоксальной ситуацией — они знают все про то, что ребенку нужно предоставить свободу и самостоятельность, они вдохновляются этой замечательной идеей, а ребенок почему-то вяло продолжает ждать, когда мама предложит чем-то заняться, когда она напомнит ему, что сегодня он может выбрать штанишки на прогулку, что она поможет ему все же эти штанишки надеть!
Я бы сказала, что сегодняшние мамы сталкиваются с вопросом — как помочь ЗАХОТЕТЬ ребенку сделать что-то самому!
Почему же у сегодняшних ребят то ли гаснет, то ли не загорается естественный для каждого ребенка огонек любопытства, интереса, тяги к исследованию? Безусловно, причин много, часть из них порой ведут скорее к физиологическим истокам, но мы сегодня не будем обсуждать ни особенности современного родовспоможения, медицинских подходов к вынашиванию и сохранению беременности, погрешности экологической обстановки, в которой мама вынашивает, рожает и выращивает малыша.
Я же сегодня хочу обратить ваше внимание на следующие причины:
1. Избыток информационного потока, окружающий ребенка с рождения. Если мы сравним количество информации, поступающее к мозгу ребенка через органы чувств в раннем возрасте 100 лет назад и сейчас, то различие будет очевидным и ошеломляющим! Однако, хотя мы видим насколько быстрее современные дети осваивают технические новинки нашего века, их нервная система и законы ее созревания не изменились с тех пор! Большинство впечатлений остаются не интегрированными и просто складируюся большими нагромождениями, создавая у ребенка перегрузку и не оставляя места для целенаправленно запрашиваемой и добываемой в ходе собственной деятельности информации.
2. Детоцентрированность современного общества. Нарушение приоритетов в семье. Все лучшее — детям! Это конечно замечательно, однако, оказываясь центром семьи, жизнь всех взрослых в которой вращается вокруг ребенка, мы ставим его в сложную ситуацию. Зачем проявлять активность и стремиться осваивать что-либо, если все и так появляется в моей жизни само собой, стоит только захотеть и правильно направить взрослых небольшой манипуляцией, истерикой, обиженно сдвинутыми бровями? Если родители помнят о том, что они, их отношения между собой первичны, то ребенок органично занимает свое место в семейной иерархии и постепенно начинает учиться у взрослых, стремясь стать таким же ловким, умелым, умным, а главное — счастливым, как они!
3. Избыток количества внимания к ребенку при его недостатках качества. В современном обществе ребенок, который задумался, сам что-то ковыряет палочкой, который наблюдает за другими детьми вызывает у взрослых бурный всплеск активности! Как же, он ворон считает, а время не ждет! Многие родители испытывают чувство вины, если не занимают ребенка чем-то постоянно, если ребенок вдруг остается наедине с самим собой. Однако, при такой гиперактивности взрослых в отношении ребенка, они постоянно присутствуют в общении с ним на половину, параллельно отвечая на телефонные звонки, витая в своих мыслях о грядущих переговорах на работе, о домашних делах, о последних новостях. И такое внимание оказывается некачественным, не давая ребенку ни получить точку опоры, ни отдаться своему внутреннему природному процессу созерцания, которое рано или поздно рождает любопытство и дерзновение к самостоятельному исследованию!
4. Задержка выхода из симбиотической связи с мамой. Еще одна черта нашего времени. Естественный процесс поэтапного выхода ребенка из тесной природной симбиотической связи в собственную автономию оказывается нарушен! Ребенок, получая от мамы внимание, уход, заботу, развивающие занятия, никак не может получить необходимую ему точку эмоциональной автономии и внутренней опоры на самого себя. Мама, зачастую не прошедшая сама процесс отделения от своей мамы, просто не знает как дать ребенку поддержку в формировании этой опоры. А порой сама эмоционально удерживает ребенка в этой тесной связи, находя в нем эмоциональную гавань для себя.
5. Завышенные ожидания взрослых в отношении ребенка. Каждый родитель сегодня чуть не с момента рождения малыша обеспокоен его успешностью в этом мире. С пеленок начинается гонка, чтобы успеть, не отстать, а лучше опередить других! Успеть загрузить в ребенка как можно больше знаний, впечатлений, занятий, развивающих игр, подготовок в школу! Мой уже… А мой еще… А вдруг не поступит, не сдаст тест в хорошую школу… Надо успеть подготовиться к гимназии, поэтому подготовка в школу уже с 4 лет, жаль, что с 3.5 не взяли! Он же у нас умненький! И чтобы всесторонне развитая личность, поэтому еще бассейн, флейта, танцы и театральная студия! А то если не занять, так и будет целый день скучать…
Если еще 10-15 лет родители приходили на консультацию с жалобами на снижение мотивации, скуку и нежелание что-либо делать у детей-подростков, ну младших школьников, то сегодня эта эпидемия скуки и внутренней вялости поражает детей уже в полтора-два года!
Пора помочь нашим детям снова захотеть быть самостоятельными и лучиться непосредственностью детского любопытства, этим лучшим топливом для двигателя детского естественного развития!
Автор: Катерина Сорокина