Почему современной маме бывает так трудно?

Кажется, что современный мир буквально создан для удовлетворения нужд ребенка и легкого, радостного материнства!

Полки магазинов пестрят горами игрушек, с каждого плаката на улице на нас смотрят улыбающиеся малыши и их довольные мамы, рекламируя очередной продукт, который сделает нашу семейную жизнь еще счастливее! Промышленность производит килотонны продукции, облегчающей материнство: памперсы, специальные соски, новомодные тарелки из которых так удобно кормить малыша, пособия, которые ускорят его развитие, бытовая техника, которая сама помоет, постирает, уберет и приготовит! Дворы расцветают яркими и очень безопасными детскими площадками, а улицы — вывесками специальных детских учреждений, где ребенок будет учиться уму-разуму и где ему не дадут скучать! А интернет? Количество сайтов, форумов, семинаров для родителей, красочных книг о счастье материнства, вебинаров о том, как сделать ребенка как можно быстрее успешным, умным и обязательно развить в нем лидерские способности!

Такая забота о детях и матерях — прекрасна! Однако, в реальности почему-то все не столь радужно!

Педагоги все больше бьют тревогу, замечая неготовность детей к обучению, повышенный уровень импульсивности, плохую концентрацию внимания, эмоциональные срывы и не готовность ребенка встретиться с препятствиями. Много детей со сниженной или практически отсутствующей мотивацией, много тех, кому трудно даются дружеские отношения с другими детьми.

А что же мамы? Счастливы ли они? Глупый вопрос! Мамы в нашем обществе просто обязаны быть всегда счастливы, довольны и радостны, а то что же они собственно за мамы?! Да и чего им еще не хватает?! У многих есть помощники — бабушки, няни, педагоги, психологи! Им не нужно в большинстве своем в 6 утра доить корову и носить из колодца воду на стирку — стиральная машина сделает все операции сама, а хлебопечка позаботится о свежем хлебе, мултиварка сохранит теплый обед, посудомоечная машина перемоет всю посуду. Осталось выложить пару удачных фотографий безмятежного счастья в инстаграмм!

Однако, реальность такова, что с каждым днем растет количество мам, переживающих такое редкое еще недавно явление, как послеродовая депрессия. Многие мамы ощущают усталость, нет, не столько физическую, картошку мы и правда не копаем,  но именно эмоциональную усталость, аппатию и, растущую растерянность — почему я так себя чувствую? Чего мне не хватает? Куда делся ресурс терпения и просто легкой внутренней радости? Почему мне трудно договариваться с моим ребенком? Почему он вечно что-то требует, ноет, кричит, истерит, капризничает, не хочет спать, есть, делать уроки? Почему ему ничего не интересно? Почему?

Часто надежду вселяет идея родить еще одного ребенка. Надежда, что старший повзрослеет, станет самостоятельнее и ответственнее! Чаще, правда, ситуация скорее усугубляется нежели находит свое решение. Вот только мама уже решает все эти вопросы в двойном, тройном объеме и все еще надеется, что когда-то станет легче и эта перегрузка уйдет!

 

Так почему же современной маме бывает так трудно?

 

1. Социум критично настроен к мамам — родила, значит должна справляться!

А что у Вас мамаша ребеночек так шумит?

О, это все ваши? Бедная вы бедная! А теперь и не справиться со всеми то!

Что это мы маму-то не слушаемся! Какой плохой мальчик! Вот я тебя сейчас заберу!

Нарожали тут! Вот и сделай так, чтобы он мне ногой по шубе не попал!

Нападки вместо простой реальной помощи — перенести коляску через сугроб, помочь выйти из автобуса с несколькими карапузами. Просто оставить в покое маму и ребенка, когда они обсуждают, пусть даже и с ревом, почему сегодня мы не купим эту машинку, шоколадку, печеньку. Это так просто, но этого так мало в окружающей реальности и маме постоянно приходится быть настороже, чтобы отразить нападки, отстаивать свое право учить, лечить, договариваться или спорить с ребенком, повышать голос или ласково шептать успокаивающие слова на ушко!

 

2. Потеряна укладность жизни, сопровождавшая когда-то человека от рождения и до конца жизни.

Именно внутренний порядок укладности жизни давал четкое и спокойное отношение к каждой фазе и новому этапу в жизни и развитии ребенка. Известие о беременности не несло за собой стресса принятия решения, сообщения родственникам, работодателю об этом событии. Замужняя женщина рожала детей и все относились к этому однозначно как к радостному и естественному событию, мало нарушавшему естественное течение жизни. Рождение, кормление, младенчество, выход в статус «мальчика» или «девочки», начало обучения участия в общей жизни семьи, участие в жизни отца, возможность детей видеть деятельность родителей, участвовать в ней, начинать учиться и помогать, естественные обязанности с определенного возраста. Никому не приходило в голову воззвать к несправедливости, обидеться на мать за то, что предъявляет требования. Не могло быть и речи о том, чтобы ребенок заявил — я тут главный, а родители растерялись, пытаясь подобрать аргументы, чтобы донести до ребенка ошибочность его суждения! Может улыбнулись бы  дитячьей неразумности и отправились по своим делам, не забыв и ребенку дать достаточно дел.

 

3. Не хватает поддержки сообщества матерей.

Практически каждая традиционная культура имела пространство для женщин с детьми, где они общались, занимались женским рукоделием, присматривали за детьми. И у детей был опыт общения с другими малышами, старше, младше себя, в условиях, где мать рядом, но занята своими, не связанными только с нуждами ребенка, делами. Да и отлучиться по своему какому-то делу маме было проще, ведь все женское сообщество помогало друг другу присмотреть за малышами.

 

4. Потеряна преемственность опыта взращивания нескольких детей.

Многие мамы выросли в семьях, где они были единственным ребенком. И даже если у самой мамы были братья и сестры, мы не видели, как наши мамы  справляются, живут с детьми, выстраивают с ними целостную здоровую систему отношений. Ясли, садик, школа, небольшой урывок времени, когда вся семья собирается дома… Не говоря уже о том, что у многих опыт собственного детства остается как опыт того, как НЕ надо делать, а не опытом, на который мама может опереться в воспитании своих детей. Попытки все сделать от противного, не так, как делала в детстве мама, зачастую тоже приводят в тупик.

 

5. Большое количество противоречивой информации.

Сегодня как никогда много свободно доступной информации о подходах в воспитании ребенка, методах его развития, обучения. Вот только сложность состоит в том, что каждый источник дает свою «самую правильную» методику, и возникает много противоречий. Так наказывать или не наказывать? Давать свободу или выставлять границы? Идеи привлекают, вдохновляют, но… со временем возникают практические вопросы. Кормить до самоотлучения — здорово! Вот только почему он и не собирается самоотлучаться, хотя в школу уже пора идти? Быть для ребенка заботливой и ведущей альфой — вдохновляет! А вот как только быть с собственной неуверенностью, растерянностью, чувством вины и тревоги, когда ребенок требует, конфликтует, выражает свои не самые радужные эмоции? И каждая такая ситуация рождает все больше вопросов, разочарований и чувства вины.

 

6. Нарушения прохождения естественных фаз отношений мама-ребенок.

Ребенок — это развитие, природой обусловленная программа смены одного за другим этапов созревания, становления, расширения, освоения, практикования. Отношения мамы и ребенка — важнейший элемент прохождения этой природной программы. И так же как во внутриутробный период, эти фазы трансформации взаимодействия мамы и ребенка и смена этих фаз, обусловлены временем и последовательны. К сожалению, мы все чаще пытаемся вмешаться в их протекание, не понимая самой сути процессов, подгоняя их под сиюминутные нужды и удобства. Там чуть поторопить, ведь очень нужно выйти на хорошую работу, тут чуть подзадержать, потому что не знаю, а как дальше, а как иначе, да и так мило в тесной, уютной связи с малышом!

Каждая из этого неполного, безусловно, перечня причин, тем не менее ведет маму к постоянному ощущению напряжения, ведет к потере контакта с собой и своим интуитивным проживанием материнства, к внутренним и внешним конфликтам с собой, с мужем, с детьми, с бабушками, с внешним социумом в лице педагогов, воспитателей, врачей.

Какие стратегии решения этого комплекса проблем есть перед каждой из нас — смотрите подробнее на бесплатном практикуме «Как маме оставаться Полной Чашей для всех?» Запись можно посмотреть здесь http://youtu.be/r1s5GQkj2kw

Автор: Катерина Сорокина