Сегодня хочу посвятить письмо мамам будущих первоклассников! На пороге уже лето, родители все чаще задумываются — отдавать ребенка в первый класс осенью, или подождать годик, а может быть выбрать домашнее обучение?! Вопросов много! И мнений конечно же тоже!
Что чаще всего тревожит мам будущих первоклассников? В наше время это даже не столько подготовленность ребенка в интеллектуальном плане — большинство уже вполне знают весь необходимый первоклашке минимум, а то и на пару-тройку лет с запасом! Тревогу в большей мере вызывает эмоциональная и социальная готовность ребенка.
— Как же он в школе справится, если до сих пор истерики случаются по самому незначительному поводу?
— Сможет ли он сам за себя постоять, ведь постоянно приходится его защищать, помогать отстаивать свои интересы и в садике, и на площадке, и в танцевальной студии!
— Как он сможет справляться с задачами школьного дня без мамы, вдруг постесняется, вдруг испугается, вдруг не сможет?
— А как быть если связь с мамой очень тесная, он и с бабушкой едва остается, чуть что — в слезы, где мама? Как же оставить его там одного, перед лицом совершенно новой ситуации, в окружении большого незнакомого детского коллектива, с учителем, которому страшно доверить, вдруг не поймет, сломает, не учтет особенностей?
— А стоит ли отдавать, если ребенок очень импульсивный, взрывной, если никак пока не получается справляться со своими эмоциями, если порой злится так, что все летает вокруг? Сразу прослывет хулиганом? Повесят «ярлык», сломают самооценку?
Много вопросов, и нельзя списать их лишь на мягкое мамино сердце, которое конечно же всегда тревожится за свое дитя! Эти вопросы действительно нужно решать, решать желательно до школы! Подготовка к школе не заключается лишь в том, чтобы научить ребенка читать или считать. Подготовка к успешному обучению — это в первую очередь психологическая и эмоциональная зрелость ребенка, базируется она на хорошем ориентировании в своем Я, на навыках понимания своих импульсов, эмоций и желаний, а так же эмоций и желаний других, на способности регулировать свои эмоции, на способности планировать достижение желаемого, задачу, учитывать причинно-следственные связи, контролировать результаты.
Часто есть надежда — ничего, успеет «подтянуться», окрепнет за лето! Или просто годик подождем, а он как-то сам раз, и станет более взрослым, станет более самостоятельным, от мамы независимым, израстет свои истерики, срывы, смешные детски попытки командовать всеми вокруг, требовать, чтобы все было по его. Или еще лучше — пойдет в школу, там его быстро «пообломают» — там от маминого подола и отвяжется! А читать уже года 3 как умеет — чего еще нужно! Учатся же дети!
Да, все дети, поступившие в школу — учатся! И почти все к моменту поступления хорошо читают, но…. все проблемы, о которых я написала ранее редко «исправляются» школой, чаще они напротив, усугубляются тем, что ребенок становится несговорчивым, пытается самоутвердиться не самыми удачными способами — от классного шутовства, до агрессивнх выходок или впадает в полную апатию и начинается череда бесконечных болезней и пропусков школы. Дети высоко чувствительные начинают зачастую страдать еще большими срывами, что раньше не было им свойственно — при этом срыв может быть на взгляд взрослого — на пустом месте — забытый ластик, случайная ошибка, твердый вместо мягкого карандаш, который одолжил сосед — и все, начинается светопредставление! И редко когда у школьного учителя есть время, возможность, желание, понимание, чтобы не просто «призвать к порядку», присвоить ярлык, а то и пригрозить родителям «диагнозом» — мол что-то ребеночек у вас не правильный, не с аутизмом ли, не записать ли вас на комиссию? Что? Ластик забыл? Ну так мало ли — нам что теперь на это драгоценное школьное время тратить, что он расстроился?
А в глазах ребенка гаснет свет, гаснет любопытство и желание! Гаснет готовность делиться своими переживаниями даже с самыми близкими — с родителями! Ведь и родители замученные требованиями школы, все более тяжело дающимися подготовками уроков, ведь чадо чем дальше, тем больше пытается улизнуть от всего, что навевает тоску вместе со словом школа! Нарастает раздражение с обеих сторон, ребенок все больше верит в свою никчемность, родитель — в то, что вырастил лоботряса, что все дело в лени, ведь читал же еще до школы, а сейчас — упирается! И так начинается противостояние, которое не только не способствует успешному обучению, но и все больше расширяет трещину в наших отношениях!
Чаще всего, из многолетнего опыта моей работы с семьями, причиной психо-эмоциональной неготовности ребенка к школе, потерей мотивации, нарушением самостоятельности в своей учебе оказывается все еще не завершенный симбиоз с мамой, которая как мое второе Я — только более ответственное, которое точно помнит, что нужно собрать портфель, которое самортизирует любой конфликт, которому можно предъявить все свои хочу и не хочу, все свои эмоции, а уж она будет разбираться как меня успокоить! Мама хорошо разбирается в причинах и следствиях, она сама все спланирует и все потом проконтролирует и проверит! Она поможет договориться всегда и со всеми, и ей же достанутся все мои недовольства и раздражения! Но как обойтись без нее в школе!??? Про симбиоз мамы и ребенка смотрите здесь: https://youtu.be/RAMvpF1Xw6c
О том, как научить ребенка учиться и сделать его самостоятельным, смотритездесь: https://youtu.be/k27bDYsi8QU
Как сильно меняется ребенок, едва мама завершает с ним симбиотическую фазу, как прогрессирует его самостоятельность и любознательность в обучениисмотрите здесь: https://youtu.be/L11nqGrITqc
Если Вы задумываетесь о том:
— готов ли мой ребенок к тому, чтобы пойти в школу осень;
— если Вы хотите понять, как помочь ему подготовиться за лето;
— если Вы уже столкнулись с проблемами в начальной школе;
— если Вы сомневаетесь — завершился ли Ваш симбиоз с ним — просто напишите мне вашу ситуацию на почту, и я обязательно Вас сориентирую и помогу разобраться, что стоит предпринять, пока еще осень не на носу и есть время подготовиться!
Пожалуйста, когда вы пишите мне свой вопрос, обязательно указывайте возраст своих деток (с месяцами)!
Автор: Катерина Сорокина