Вы когда-нибудь испытывали чувство невыносимой неловкости? Когда все желания слипаются в один холодный и липкий ком — желание исчезнуть или «провалиться сквозь землю»? Наверняка у каждого найдется подобное воспоминание из детства: когда тебя поставили перед всеми и заставили читать стишок; когда ты пришел к маме с подарком, а она была занята и оценила твой шедевр из палочек, листьев, глины и красивой блестящей крышки от лимонада, а может от пива словами: «что ты вечно грязь и гадость везде подбираешь!» И потом еще в старшей группе детского сада, когда девочка, которая тебе нравилась и которую ты долго собирался пригласить на День рождения, высокомерно отвергла твое предложение? И еще потом, когда ты изобрел вечный двигатель, а отец сказал, что нечего заниматься дурью, лучше иди и почитай учебник по географии, а то как всегда…..
Во взрослом состоянии нас порой тоже настигают подобные переживания, нередко они бывают связаны с поведением наших детей, когда кажется, что такое невоспитанное безобразие могло вырасти только в такой семье как моя, да еще и наверняка при злостном пособничестве с моей стороны!
Кажется, что так чувствуешь только ты, что все вокруг сильные, умные, а ты…. Нередко это чувство, повторяясь вновь и вновь, ведет ребенка к формированию застенчивости как черты характера и едва ли не одной из основных черт и проявлений личности. Какое-то время родителей это может устраивать. Застенчивый ребенок не привлекает внимания, не отрывает от дел, не мешает взрослым и покорно слушает, покаянно принимая все, что взрослые ему говорят в минуты гнева и дисциплинарных взысканий.
Но со временем родителей все же начинает беспокоить происходящее с ребенком, особенно, когда он идет в детский сад, школу. Когда от него начинают ожидать проявлений себя, лидерских качеств, активности, мотивации, успехов, удовлетворения родительских амбиций. Когда он со слезами отпускает маму, если ему приходится остаться в малознакомом месте. Когда ответы у доски превращаются в пытку. Когда он становится объектом агрессии и злых шуток в детском коллективе. Когда мама вдруг понимает, что думает уже 10 минут над вопросом психолога: «У вашего ребенка есть друзья? Как их зовут?»
Вот тут возникает вопрос — а откуда они берутся, застенчивые дети?
Безусловно, ответов может быть много: у кого-то есть генетические или соматические предрасположенности, у кого-то родители имеют аналогичный склад характера, а ребенок, как известно, подражает родителям практически во всем. Но очень часто стиль воспитания оказывается основным фактором.
Так что же мы делаем, сами того не осознавая, чтобы наши дети стали застенчивыми?
Стыдим ребенка, особенно прилюдно;
Подавляем проявления самостоятельности, экспериментирование, построение личных гипотез — мы всегда знаем лучше что и как;
Контролируем каждый шаг, регламентируем каждый миг, давая оценку «правильно — не правильно»;
Убиваем спонтанность проявлений своих чувств, интересов, желаний, импульсов — «веди себя нормально!», «нечего нюни распускать», «хорошие мальчики не плачут», «мало ли что ты хочешь!»
Рисуем картину окружающего мира как опасного и требующего постоянной настороженности — «пой-пой, сейчас вот тетя придет…», «сиди тихо, а то дядя заберет!», «сколько раз тебе говорить, ничего не трогай — микробы везде!»;
Занижаем самооценку ребенка — «да что ты можешь, понимаешь — ты же еще маленький!», «эх ты, неумеха!», «смотри как Машенька все хорошо сделала, а ты?!»
Даем ярлыки-установки — «бояка», «рохля!», «растяпа!», «трусишка!»
Формируем у ребенка представление об ошибке как о непоправимой катастрофе, характеризующей его личность — «да о чем ты вообще думал!», «вечно ты все разобьешь, сломаешь», «нечего сопли ронять, думать надо было!»
Отрицаем право ребенка на индивидуальные проявления себя, на индивидуальный ритм и темп — «чего ты там встал как сиротинушка, иди быстрее к ребятам», чего ты копаешься?», «мало ли, что тебе не нравится, все уже давно…»
Давайте чуть внимательнее относиться не только к ребенку и его несовершенствам, но, в первую очередь, обратим внимание на самих себя, на то, чем наполнена наша речь, обращенная к малышу! Каждое слово родителя — бесценно! Ведь оно оказывает на ребенка влияние, которое определяет его отношение к себе и к окружающему миру!
Автор: Катерина Сорокина