Не будет, я думаю, преувеличением сказать, что с большей или меньшей амплитудой, но мы злимся на своих детей практически каждый день!
Сегодня он непонятно зачем устроил прыжки на маме, как на батуте, без пятнадцати 6 утра!
Вчера он разлил сок, дернул сестру после того, кака я ВЕЖЛИВО попросила дать мне ее причесать и объяснила, как важно, чтобы она при этом не крутилась!
20 минут назад все мои уговоры зайти в туалет перед выходом не увенчались успехом, а теперь мы срочно ищем туалет, где нам придется снимать комбинезон, штаны, колготки и все это в авральном режиме!
Что делать с этим маленьким монстром? Почему он такой? Где я ошиблась?! — это вопросы, которые чаще всего звучат в письмах мам, которые я получаю ежедневно!
И правда — почему?
Первое, на что я хочу обратить ваше внимание, это то, что «ребенок делает» и «я злюсь» — это не одно и то же!
Поведение ребенка может быть продиктовано массой причин:
- устал;
- голоден;
- жарко;
- вспомнил о чем-то грустном;
- что-то очень хочется и правда кажется, что ЭТО суть всей моей жизни!
- подхватил мамин, папино, сестры раздражение;
- пора спать;
- не смог справиться с сильным эмоциональным импульсом;
- слишком много всякой разной информации в один момент;
- утром не дали завязать самому шапку и фрустрация так и не нашла выхода;
Список можно продолжать еще страницы на две! И для родителей будет очень полезно научиться понимать причины поведения ребенка, уметь переводить их со «взрослого» на «детский» язык.
Но вот то, что происходит внутри меня самой — это совсем другое! Иногда поведение ребенка меня раздражает, злит, а иногда вызывает скорее улыбку, а то и становится поводом для милого поста в ФБ из раздела «Милые детские перлы»!
Так что же заставляет нас, родителей, чаще всего злиться? В первую очередь — это непонимание того, что происходит с ребенком и принятие всего на свой счет. Именно неспособность отделить его поведение от своего состояния! И тут мы попадаем в следующие 4 основные ошибки:
1) ОН ДЕЛАЕТ ЭТО НА ЗЛО!
Действительно, часто кажется, что ребенок делает намеренно то, что мы старательно просим НЕ делать! Объясняем и аргументируем.
Иногда нежелательное поведение носит довольно демонстративный характер.Иногда мы сами попадаем в детскую позицию — все из-за меня! Все, что происходит в этом мире, с моим ребенком — все только и исключительно из-за меня! Все направлено только на меня!
И в какой-то мере вы правы. Кому еще ребенок может принести свою эмоцию через поведение кроме как самому близкому существу в этом мире — маме?!
Но может ли ваш дошкольник сделать что-то действительно назло?
Назло делать очень сложно! Для этого нужно иметь очень развитый мозг, который минимум способен планировать! Кроме того, чтобы сделать на зло, нужно:
- выстроить сложную последовательность действий;
- выбрать подходящее время;
- проанализировать мысли, чувства, особенности восприятия и реагирования другого человека;
- спрогнозировать будущие результаты;
- хорошо соотнести причины и следствия;
- проанализировать и проконтролировать конечные и промежуточные результаты.
- нужно действовать рассчетливо, сдерживая свои импульсы!
Как вы думаете, когда такие сложные функции станут доступны вашему ребенку?
В первом приближенном варианте это произойдет годам к 6 — не раньше! Но даже тогда демонстративное поведение — это всегда крик ребенка о помощи:
— Мама, мне очень плохо! Мне больно в наших отношениях! Мне так нужна твоя любовь и помощь!
Стоит ли злиться на того, кто просит у вас помощи? Иногда вам самой тоже нужна помощь! Трудно помочь кому-то из своей собственной нужды, правда?! Но не стоит затягивать узел взаимных претензий и обид! Если нужна помощь — ее стоит попросить, а не бороться с собой, ребенком, жизнью стиснув зубы!
2) ОН МЕНЯ НЕ УВАЖАЕТ!
Для многих родителей тема уважения ощущается очень болезненно. Обычно начинается она довольно издалека — еще с собственного детства!
Уважали ли меня мои родители? Или никто НИКОГДА особенно не считался со мной? И вот теперь то уж, этому пришла пора измениться! Я жду уважения хотя бы от собственного ребенка!
Но концепция уважения — довольно философская вещь! Мыслит ли ваш дошкольник, да и пожалуй ученик начальной школы, философскими концепциями? Насколько они ему доступны на его уровне развития?
Дети обычно мыслят другими понятиями: любви, нужности, «хорошести», важности.
Отношения «ребенок и родитель» основываются на природном механизме привязанности, свойственном не только человеку, но и другим живым существам со сложной нервной системой и социальной организацией. И поэтому ребенок ВСЕГДА привязан к родителю. Родитель воспринимается как высшее начало, практически как Бог!
Конечно, качество и глубина этой привязанности могут быть разными, и зависят от нас, родителей, от наших отношений с ним, и тут мы можем многое сделать со своей стороны, чтобы наладить ситуацию!
А если все же вас сильно тревожит, что ребенок не уважает вас или не будет уважать в будущем — задумайтесь, а насколько в глубине души я сама уважаю себя и считаю себя заслуживаюещей уважения? Не за что-то, не по факту какого-то статуса или в силу достижений, а просто как Человек?! И насколько уважительно из этой же позиции я подхожу к ребенку? Вижу ли я в нем Человека? Искру Божию, которая достойна уважения просто так, по факту своего бытия?!
3) ОН НЕ ПОНИМАЕТ НИЧЕГО!
Часто «непонятливость» ребенка — это еще один триггер родительского раздражения.
- Сколько раз я тебе могу говорить?!
- Ты что — вообще ничего не понимаешь?!
- Да что за ребенок такой?! Талдычить по сто раз все нужно и то без толку!
Частые практически «на автомате» фразы, которые вылетали когда-то у наших родителей, а теперь мы подхватываем их эстафету!
Стоит вспомнить о возрасте ребенка. Иногда мы по-умолчанию считаем, что если ребенок уже научился говорить, то значит и мыслить он научился так же как взрослый. Что он имеет доступ к той же «базе данных» что и мы сами. При этом мы не задумываемся о том, что он не имеет еще и десятой доли опыта на который мы опираемся автоматически.
Вполне нормально, что именно маме и папе стоит подумать — а что и какими словами сказать ребенку, чтобы он понял мою мысль? Как ее адаптировать под его уровень восприятия?
Но есть и другая сторона дела! Довольно часто ребенок вполне хорошо вас понял! Он пусть и маленький, но все же Homo Sapiens! Но не всегда понимание и возможность выполнить — это одно и то же!
Родителям это тоже вполне знакомо по собственному опыту. Все вы тысячу раз слышали о том, что на детей нет смысла кричать. Что утром бегать трусцой и делать планку — полезно! Что стоит ограничить количество сладкого и мучного и пореже сидеть в соцсетях! Но всегда ли ваши «знания» реализовываются в «практику жизни»?
А ребенок к тому же еще имеет весьма незрелый мозг, многие регуляторные механизмы, которые позволят подавить импульс к действию или перенаправить его в более мирное русло, просто не сформированы. Поэтому понимание не означает послушание.
Но очень большой ошибкой оказывается продолжать объяснять с разных логических подходов то, что ребенок и так уже понял! Лучше помочь ему справиться со своим возбуждением, перенаправить его внимание ли просто сделать вместе то, что вы от него хотите!
4) ОН «НЕПРАВИЛЬНЫЙ» РЕБЕНОК!
Порою родителей посещает мучительное чувство бессилия изменить поведение ребенка и ощущение своего фиаско в воспитании.
— Что бы я ни делала — это бесполезно! Мой ребенок с рождения трудный!
Как часто я слышу эту фразу от мам! Иногда «трудный» обрастает еще кучей менее лицеприятных и нейтральных эпитетов! Но суть от этого не меняется. Родители приходят к выводу, что ребенок «не такой», «бракованный»!
Иногда у них даже складывается ощущение, что ребенок — буквально какой-то «энергетический вампир»!
Нередко «плохие» качества ребенка приписывают дурной наследственности. В роду всегда найдется неудобный член семьи, на которого похожим и записывают ребенка.
Вроде бы нашли объяснение, разводим руками — ну все теперь понятно! Что же тут делать-то?!
Однако, современная наука доказала, что хотя гены имеют важное влияние на нашу жизнь, какие из них будут проявляться, а какие останутся «спать» — это вопрос скорее среды!
Не стоит опускать руки и навешивать маленькому человеку «ярлычки»! Всегда есть возможность помочь ребенку, укрепив наши отношения, поняв лучше его особенности индивидуальности!
Каждый ребенок — индивидуальность! У каждого есть свои особенности восприятия и реагирования! У каждого есть причины быть таким или иным.
И главное, что нам нужно запомнить, РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ ХОРОШО, ЕСЛИ МОЖЕТ! Ну а раз не ведет, значит — не может!
А почему не может?! — вот это тот вопрос, которым действительно стоит задаваться и искать на него ответ. Ответ не может быть общим для всех детей и родителей! Он будет актуален только для этого ребенка и вас в конкретной ситуации, на конкретном возрастном этапе развития!
Хотите научиться понимать себя, своего ребенка и подбирать нужные инструменты для помощи ему, для коррекции его поведения, для снижения уровня ваших конфликтов? Тогда жду вас на очередном потоке программы «Вкусное Материнство» https://intumama.ru/nokonflikt/no/coach/
Автор: Катерина Сорокина.