В наше время стало популярным понятие эмоционального интеллекта. Им широко пользуются и в научном и в бытовом языке. Вместе с тем, часто родители относятся к развитию эмоционального интеллекта ребёнка как к некоей дополнительной опции раннего развития: зачем — не очень понятно, но зато список чему дитё учится — значительный! Приятно!
И правда, развитие эмоционального интеллекта это то, что «для модности» включают сегодня все развивающие и образовательные центры. И тут встаёт законный вопрос, а что же такое этот самый эмоциональный интеллект, зачем он нужен и как он развивается? Что влияет на этот процесс?
Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства и эмоции, управлять ими, распознавать эмоции других людей и давать на них адекватную обратную связь — таково общее определение, которое дает словарь.
Слов много, в целом вроде бы все ясно, но часто не понятно многим родителям — понимать свои чувства и эмоции — это как? Чего там не понимать? Но из моего опыта работы со взрослыми, вопрос «Что вы сейчас чувствуете?» очень часто ставит в тупик, либо человек отвечает на него о том, что он думает, что хочет сделать или что делает другой человек, описывает некую ситуацию.
Но с тем, чтобы понять, что он чувствует, у многих взрослых, которые сейчас являются поколением родителей, возникает сложность! Нас учили меньше чувствовать и больше делать! Нас учили, как правильно чувствуют хорошие девочки и мальчики, но не учили слышать свои чувства. Как же мы можем научить этому своих детей? Да еще в те самые эмоциональные моменты, когда все бурлит внутри!
Управлять чувствами и эмоциями — это еще одна непростая тема. Опять же, большинство из нас с вами взращены в системе, где управление чувствами приравнивалось к подавлению чувств.
Не реви! Успокойся! Как не стыдно, прекрати немедленно!
Кто из нас не слышал эти волшебные мантры разлучения со своим эмоциональным миром? Кто из нас не старался тогда и не продолжает сейчас задерживать дыхание, проглатывать обиду, кипеть внутри, улыбаясь снаружи? Кто из нас не ловит себя на автоматическом воспроизведении этих фраз со своими детьми, даже если понимает уже их пагубное влияние? Но управление — это сложный процесс контакта со своей эмоцией, направления ее в экологичное русло, это способность противопоставить ее импульсу импульсы других эмоций, благодаря более широкому видению ситуации, благодаря полифонии внутреннего эмоционального пространства!
Беда в том, что то, о чем сказано чуть выше — это не просто понятия на уровне головы, но это управление возможно лишь при обеспечении со стороны мозга сформированными нейрональными соединениями между префронтальной корой головного мозга и лимбической системой, где наши эмоции рождаются. Такая внутренняя нейрональная «мышца», у большинства из нас, к сожалению, атрофированная и не развитая в силу все того же отсутствия здорового опыта в детстве, внутри которого она должна была развиваться.
Хорошая новость тут в том, что пластичность нашего мозга сохраняется в течение всей жизни и никогда не поздно научиться управлять своими эмоциями, хотя для этого нам, взрослым, приходится уже изрядно потрудиться! В то время как наши дети в благоприятной среде формируют эти важнейшие связи очень быстро! И читая письма, общаясь на консультациях с мамами, которые обучаются в Эмоциональной гигиене для мам, поражаешься тому, как чутко дети воспринимают то, к чему мы идём через тернии и постоянное внутреннее усилие!
Распознавание эмоций других людей — еще одна часть эмоционального интеллекта, которая, собственно обеспечивает успешность наших любых отношений и социальное взаимодействие! И это — очень важно, ведь от контактов с окружающими и социальной реализации во-многом зависит наше ощущение счастья в жизни! Иначе мы начинаем чувствовать себя одинокими, отверженными, недостойными, потерянными.
Казалось бы, чего же трудного в распознавании эмоций другого человека! Все же понятно: кричит и ругается — значит злится! Рыдает — значит обиделся!
Но на самом деле все намного тоньше! За поверхностной злостью часто стоит испуганный внутренний ребёнок, который от страха пытается «напугать» оппонента. Вот мы и поссорились, вместо того, чтобы найти общий язык! А за слезами может крыться не только обида, которую мы берём на свой счет, но и печаль, призыв к сочувствию, глубокая потребность в горевании, а то и просто избыток любого чувства. Как часто мы, переполненные собственным кипением клубка чувств, не можем за их пеленой рассмотреть истинные чувства другого человека, да даже собственного ребёнка?! И к скольким конфликтам, обидам, разочарованиям это нас приводит!
Ну и наконец, адекватная реакция на эмоции — а что это такое? Где мерило и определение адекватности? Как часто мы подавляем свое эмоционирование просто на всякий случай, чтобы не попасть в просак и не показаться «не адекватной»? Особенно, когда в материнстве у нас пробуждается гораздо более амплитудная эмоциональность, необходимая нам для того, чтобы напитать ребёнка эмоциями, которые позволяют ему развиваться, строить свой мозг, научиться ориентироваться во внешнем мире и в пространстве своего внутреннего мира личности, которая в нём созревает?
Как часто мы одергиваем ребёнка из страха, что кому-то он помешает, кому-то не понравится своей живой эмоциональностью и непосредственностью восприятия и реагирования, свойственной детям?
«А зачем нам все эти сложности с эмоциональным интеллектом?», регулярно спрашивают меня, особенно папы. Понапридумывали психологи всякой ерунды — читаю я порой в комментариях к постам, в которых идет речь об эмоциональном интеллекте. Вот мы росли без всяких там эмоциональных интеллектов и с ремнем на видном месте, и ничего!
И правда что «НИЧЕГО»! Мы — поколение с самым высоким уровнем потребления анастетиков и антидепрессантов! Мы — поколение с самым высоким за историю уровнем депрессии, которая по мнению ВОЗ является серьезным риском для человечества нынешнего столетия и которая приводит к нетрудоспособности миллионы людей в самом расцвете жизни! Мы — поколение, где мужчины все чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, не дожив до 50 лет!
Эмоции — это наш вкус жизни! Эмоции — это наша мотивационная система! Эмоции — это наша способность не только к производительности и функциональности, но к глубоким межличностым отношениям и поиску смыслов! Эмоции создают условия, в которых в нас рождаются истинно человеческие чувства: любовь, сострадание, доброта, сочувствие, щедрость, милосердие. И это то, чего так не хватает нашему миру, все более стремящемуся к сиюминутной выгоде и не находящем в ней ни удовлетворения, ни счастья! И вот бег за достижениями продолжается, теряя смыслы и истощая и человека, и планету в целом! Но мир усложняется с каждым днем! И реалии сегодняшнего дня, а уж тем более завтрашнего таковы, что лишь человек эмоционально зрелый сможет преуспеть в этой новой реальности! И поэтому все крупнейшие компании мира заняты обучением своих сотрудников именно эмоциональному интеллекту!
Ну и самый главный вопрос — а как же проходит такое обучение? Чему учить наших детей? Чему учиться самим? Как это реализовать на практике? Сложность и распространенная ошибка в развитии эмоционального интеллекта, которую я вижу во многих заявляющих ее программах, будь то для детей или взрослых — это попытка развивать эмоциональный интеллект через ментальное понимание. И вот уже детям на уроках показывают эмодзи и объясняют: вот это — радость! А вот тут ротик вниз — это грусть! Происходит подмена понятий! Эмоции проживаются всем телом! Их нельзя просто понять! Именно поэтому каждая мама знает и умом понимает, почему не стоит кричать на детей, но раз за разом срывается!
Развитие эмоционального интеллекта происходит внутри здоровых отношений привязанности с эмоционально зрелым человеком, который помогает ребёнку (или взрослому) лучше научиться слышать себя и свои чувства, познакомиться с ними, не бояться их, осознавать их, направлять их энергию в мирное русло и экологично разряжать их накал. И только когда мы владеем этим искусством сами, мы можем передать это своим детям!
Приглашаю вас в увлекательное путешествие к самим себе, к новому уровню глубоких искренних отношений со своими близкими и миром в программе «Эмоциональная гигиена для мам» https://intumama.ru/nokonflikt/no/emotions/
Автор: Катерина Сорокина.