Откуда берутся дети в глазах которых потух интерес?

Тревожная черта нашего времени, с которой рано или поздно сталкиваются многие родители, которая заставляет их обращаться за консультацией: дети очень рано теряют интерес и мотивацию к собственной деятельности.

У кого-то это выражается в вялой апатии ко всему, создается впечатление, что ребенок «спит на ходу».

У кого-то есть иллюзия самостоятельной исследовательской активности, за которую порой принимают постоянную «движуху» и смену видов деятельности. Однако, интерес такого ребенка, как правило, поверхностный и мимолетный, движения суетливы, внимание рассеяно.

Часть детей, казалось бы, неплохо собирают внимание, чем-то достаточно долго занимаются, но при одном ключевом условии — мама инициирует и поддерживает процесс исследования и, как только ее внимание ослабевает, деятельность прекращается, интерес угасает, ребенок ноет и привлекает маму к постоянному участию в своих занятиях.

Знакомая картина? Почему же это происходит? Ведь одной из основных потребностей растущего ребенка является как раз потребность в исследовательской деятельности, в самостоятельном тестировании реальности! И хотя роль родителей в этом процессе очень важна, она является ориентирующей ребенка, но не подменяющей его собственную мотивацию!

Причин такой ситуации, безусловно, целый букет. Однако, на одну из них мне очень хочется обратить внимание всех внимательных и чувствующих мам, прислушайтесь, что скажет вам на этот счет ваша интуиция?!

Современный «тренд воспитания», который длится уже более десятилетия и вызывает все больше сомнений у родителей, ориентирующихся на свои ощущения, а не призывы за главную правильность — это раннее интеллектуальное развитие малыша! Да и вообще всяческую его «прокачку и апгрейд» с рождения и дальше! В итоге, находясь и так в условиях постоянной сенсорной, эмоциональной, интеллектуальной перегрузки, наши дети просто завалены количеством впечатлений! А родители, озабоченные фразой «после трех уже поздно», буквально все силы кладут на то, чтобы поставлять своему ребенку все большее количество новых впечатлений! Производители игрушек все больше соревнуются в том, как в одну игрушку поместить как можно больше развивающих задач и стимульных элементов!

Прекрасная фраза, приведенная выше, уже не первый год трактуется неверно, ассоциируясь с какой-то необходимостью «прокачать» малыша до трех лет всем и вся! А ведь речь идет именно о том, что возраст первых трех лет жизни закладывает все основы и структуру личности ребенка! Но это не про напихивание «контента»! Это про формирование функций, про начальное самоосознание, про самостоятельный импульс исследования мира и самого себя!

Говорить об этом можно долго! Продолжим на практикуме 17 марта, но предлагаю рассмотреть одну ситуацию для примера из жизни взрослого и одну — их жизни малыша, чтобы проиллюстрировать о чем идет речь!

Представьте себе «день чудес» — все ваши друзья решили сделать вам что-нибудь приятное (сколько у вас друзей? Знакомых? Друзей в соцсетях? — сегодня все озабочены тем, чтобы что-то сделать именно для Вас, скажем подарок!) И вот с утра, едва вы успели проснуться, или еще не совсем успели, но среди ваших друзей наверняка найдется ранний «жаворонок», у вашей двери ажиотаж: люди приходят в гости, приносят подарки, приглашения в музей, кино, зоопарк, мастер-класс один другого интереснее и полезнее, каждый при этом рассчитывает ну хоть на какое-то внимание к его персоне, подарку, приглашению!

Вас не оставляют в покое весь день, обижаются, если вы реагируете не в соответствии с их ожиданиями, ведь они правда хотят сделать вам нечто приятное, хорошее, подарки полезны и продуманны каждым, но в вашей небольшой квартирке уже негде пройти от коробок, цветов, открыток, поющих хором на все голоса плющевых и не очень игрушек…
Ну как? Повторим с утра на следующий день? Впечатления все так же свежи? Ваши глаза горят? Как с энтузиазмом? Вы же давно мечтали о таких красках, о том, чтобы научиться рисовать мандалы и играть на флейте! Да и плюшевый пони — само очарование!!!

А теперь день малыша, который учится держаться на своих ножках, преодолевая неминуемую силу гравитации и собственное неудовольствие от того, что красный мячик лежит так далеко от него, в целых трех шагах!!!

img50

Малыш уже уверенно рассматривает разнообразные предметы, которые окружают его, он уже может ими манипулировать, исследовать разными способами: лизать, грызть, брать рукой, бросать, катить, перекладывать! Все это БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНО! И несомненно полезно его развивающемуся мозгу, наращивающему соединения между клетками и целыми отделами, создающему сложнейшую сеть связей, которая будет обеспечивать мышление, движения, эмоции, интеллект, творческие прозрения, удовольствие отношений, умение понимать свои желания, достигать их в соответствии с условиями задачи, предлагаемыми окружающей материальной и социальной действительностью!

Ради этого сейчас природа снабдила малыша достаточной энергией и энтузиазмом, чтобы стремиться к заветному мячику или коробочке, оставленной кем-то на стуле, побуждая его снова и снова практиковаться в том, чтобы проделать трудную работу: встать, раскачиваясь искать центр равновесия, при этом продолжать держать глазами и собственным желанием образ вожделенного объекта, отпускать руку, чтобы тянуться к нему, при этом вновь перегруппировывать напряжение всех мышц своего пока малопослушного тельца! И…. снова на полу!

Какие-то мышцы еще недостаточно окрепли, какие-то расчеты мозга оказались ошибочны! Ничего! Эдиссон провел 999 опытов с лампочкой с отрицательным результатом, прежде, чем тысячный эксперимент увенчался успехом! И тот же энтузиазм, внутренний импульс движет малышом, побуждая вновь действовать, тренировать, искать верную траекторию, верный баланс — это кажется, что все так просто! Рассчеты требуют постоянных поправок, но вот он манящий мячик, и….

Вдруг подхватывают мамины руки, ведь так жаль его, бедняжку, совершающего все эти тяжелые и сложные манипуляции, прикладывающего в тысячный раз такие усилия! Мамины руки подвели к заманчивому мячику! Конечно! Мама все умеет и все оказывается можно получить и достичь просто так! Просто проявив досаду, расстройство, немного поплакав! И все начинает происходить само собой! Вот только мячик теряет свою привлекательность, да и сам процесс приложения собственных усилий становится каким-то бессмысленным и неэффективным! Намного эффективнее быстро добраться до интересующих предметов с помощью мамы, а весь отпущенный природой заряд энергии на достижение этих пока смешных на взрослый взгляд задач, направляется на эффективное управление мамой!

Да и не знает малыш, какие важные задачи его развития стояли за желанием дотянуться до маленького красного мячика. К сожалению, не знала этого и его мама, сделав их первые совместные шаги к проблеме отсутствия собственной мотивации.

Автор: Катерина Сорокина