Ребёнок боится других детей, взрослых, хочет общаться с другими людьми только через мамино посредничество;
Ребенок не может оставаться без мамы, очень тяжело расстается с ней;
Ребенок часто требует от мамы участия во всех своих делах по принципу «Мам, ну смотри… Мам, иди сюда… Мам, делай со мной…»;
Ребенок постоянно обращается к маме, прежде чем заинтересоваться чем-либо;
У ребенка бывают чаще 1 раза в неделю эмоциональные срывы и истерики, которые продолжаются более 15 минут, из которых маме не удается вывести ребенка никакими уговорами;
Ребенок задерживается в развитии самостоятельности (хочет, чтобы мама кормила, одевала, спала с ним);
Ребенок болезненно реагирует, если мама уделяет свое внимание кому-то другому, кроме него (говорит по телефону, общается с соседкой, другим ребенком на площадке, с мужем)
Ребенок проявляет беспокойство, пытается любыми способами переключить внимание на себя, запрещает маме говорить с другими.
Ребенок ярко провялит черты своеволия и доминирования. Он командует, указывает родителям, что им делать. Он постоянно протестует против просьб и указаний родителей.
Ребенок хочет всегда делать только так, как он сам решил.
Ребенок постоянно контролирует мое место нахождения и чем мама занята.
Ребёнок активен, многое может сам в присутствии мамы, но робк, перестает проявлять исследовательский интерес, действовать, оставаясь без неё.
У мамы бывает ощущение сильной усталости от общения с ребенком;
Мама испытывает сильный уровень тревоги за ребенка.
Мама ощущает, что сливается с ребенком, гиперопекает его, легче сделать за него, чем дать ему сделать самому.
Мама постоянно включена в жизнь ребенка (я живу только моими детьми, ребенок занял всю мою жизнь)
Мама сильно заражается эмоциональными состояниями ребенка и зависит от его настроения.
Мама испытывает неуверенность и страх перед эмоциональными состояниями ребенка. Вдруг он обидится, расстроится, разозлится? Эта возможность вызывает сильные чувства и хочется этого избежать любым путем.
Мама не переносит слезы ребенка (расстраивают, кажутся невыносимыми, сильно злят)
Маме трудно даются собственные чувства к ребенку. Они носят очень противоречивый характер от большой любви до сильного раздражения, злости и даже ярости.
Мама ощущает, что ее собственные чувства к ребенку сильно блокированы. Есть подавленность. Нет удовольствия, энтузиазма от материнства.
Материнство дается тяжело через «обязана», «должна», «надо», которые превышают «хочу», «люблю», «нравится», «интересно»
Иногда проявления любви ребенка (тянется, ласкается, хочет внимания, хочет играть, вовлекает маму в свою деятельность, приносит дары) вызывают тягостное чувство досады, смешанной с виной — нет внутреннего оклика на посыл ребенка, тяжел, хочется, чтобы отстал.
У мамы часто возникают с ребенком конфликты, которые ее сильно и лишают мое материнство радости;
У мамы часто возникает страх за ребенка, ощущение, что он не справится, что с ним могут обойтись не справедливо
У мамы часто в воображении возникают картины как с ребенком что-то может случиться или произойти, хотя для этого нет реальных оснований;
Мамино настроение сильно зависит от того, что происходит с ребёнком;
Большая часть маминых мыслей крутится вокруг детей (старше 3 лет);
Ребёнок — главная задача маминой жизни;
В отношениях с супругом нарастает напряженность, количество взаимных упреков и несогласия по поводу воспитания ребенка;
Мама часто чувствует враждебность к мужу, когда они обсуждаеют вопросы воспитания;
Маме часто кажется, что именно она отвечает за детей, а муж делает все не правильно;
Порой хочется «спасти» ребенка от отца, его требований, его манеры общения и воздействия на ребенка;
Действия ребенка легко меня задевают маму, вызывают раздражение, за которе потом возникает чувство вины;
Мама близко к сердцу принимаю слова ребёнка, его упреки, ей важно быть идеальной мамой;
Мама боится, что ребёнок не будет ее любить или любит ее меньше других членов семьи;
Маме страшно оставлять ребёнка с другими людьми, кажется, что они не смогут о нем позаботиться должным образом;
Мама часто обвиняет себя как мать или перекладывает ответственность на детей за качество ее жизни.