Как же заставить ребенка есть?

На днях получила очередной вопрос на эту тему и решила поговорить на эту тему со всеми!

Питание — это наверное одна из самых «горячих» тем для большинства мам, уступающая, наверное, только сну! И это понятно! Ребёнок находится в процессе формирования и развития своего тела и поэтому здоровое полноценное питание — приоритет большинства родителей!

Вместе с тем, для многих, особенно в постсоветском пространстве, тема еды часто имеет дополнительные смыслы, ценностные нагрузки, связанные с этим страхи и эмоциональные перегрузки.

Еще живо поколение наших бабушек, переживших войну и голод. Еще свежи в памяти пустые полки магазинов, талоны и очереди за элементарными продуктами питания. Некоторые нынешние мамы еще помнят как рацион был ограничен в основном выращенной на приусадебном участке картошкой, традиционной детской манной кашей, кефиром и булкой.

А сейчас наши дети растут в намного более благоприятных условиях — у них есть доступ к разным, иногда даже вполне качественным продуктам. Вот только… они этого не ценят, не едят, приемы пищи превращаются в баталии, уговоры, танцы с бубнами, беготню за ребенком по всему дому с ложечкой. Иногда мама выходит из этих боёв за здоровое питание с победой — ура, съел еще 2 ложки! Иногда — с поражением: ну я вообще не могу его накормить!

Дети же быстро просекают, что на взрослых можно влиять через свое пищевое поведение. Можно получить внимание даже от мамы, находящейся в послеродовой депрессии, или от мамы, тотально занятой работой или маленьким братиком, если… Перестать есть! Ну или есть «плохо».

Дети — существа очень сообразительные! И точки влияния на взрослых они находят мгновенно, а потом держатся за них очень крепко! Ведь таких точек не так уж много у ребенка, находящегося в тотальной власти взрослых! Горшок, еда и сон! Ну и иногда мамина непереносимость громких звуков!

Здоровый ребёнок ест, когда голоден — это аксиома!

Даже новорожденный, несмотря на все тяготы прохождения процесса рождения, уже в состоянии добывать еду. Он — не пассивный получатель еды. Он ее активный добыватель. И это важный элемент запуска его тяги, воли, стремления, мотивации к жизни! Мы едим, в первую очередь, чтобы обеспечить свою жизнь! И это важно!

Жизнь ребенка принадлежит ему самому! А мы, взрослые, лишь обеспечиваем ему среду, в которой он сможет подрасти, окрепнуть, наработать умения жить свою жизнь. Мы — сопровождающие, но не стоит подменять жизнь, мотивацию, желания ребенка собственными!

Я наблюдала в своей практике массу примеров того, как ребенок, который «ничего» не ест, вдруг начинал есть вполне себе все, как только мама переставала тревожиться за его питание.

Разграничим ответственности! Мамина ответственность — приготовить еду. Ответственность ребёнка — её съесть.

Чем больше продуктов ребёнок видит в тарелке мамы и может пробовать в период педагогического прикорма — тем меньшим привередой он будет в дальнейшем! И без замирания сердца — съест или нет?! Может быть, ему понравится этот продукт, может он отнесется к нему с сомнением. Пробуйте снова. Ешьте капусту броколли с удовольствием и шансы, что ваши дети ее полюбят — возрастают!

Позвольте ребёнку проголодаться! Мы сами почти разучились испытывать голод, чаще кушая, чтобы побаловать органы вкуса, а не насытить свой голод. Но самое вкусное — это самая простая еда в момент, когда вы действительно голодны! Не бойтесь, если ребёнок пропустил какой-то из приемов пищи. Дайте ему «нагулять аппетит»!

Я не считаю, что мы должны заставлять ребёнка есть то, что ему совсем не по душе! У всех нас есть свои симпатии и антипатии в еде. Некоторые сохраняются на всю жизнь, некоторые — проходят с возрастом. Стоит помнить, что дети в большинстве своем, сторонники простой, не сильно комбинированной из разных ингредиентов еды. Лучше дать ребёнку отдельные дольки помидора, огурца, морковки, чем пытаться накормить его многокомпонентным салатом!

При возможности, предложите ребёнку пару вариантов завтрака на выбор. Но не позволяйте ему постоянно менять решения или относиться к вам как к шеф-повару ресторана, готовому приготовить любой каприз!

Привлекайте детей к тому, чтобы готовить еду вместе с вами — это делает пищу привлекательной, менее «подозрительной» по ингредиентам и просто дает вам повод провести приятное время в эмоциональном контакте. Возможно, уже отпадет и само желание привлекать ваше внимание потом, за столом, во время приема пищи! Ну и всем детям нравится быть важными, нужными, участвовать во «взрослых делах»!

Смиритесь с неизбежным этапом освоения ребенком самостоятельной еды. Да, кухня будет в каше, ребёнок тоже! Но чем чаще он будет пытаться сам управиться с ложкой, пусть и помогая себе по ходу руками, тем быстрее он освоит эти важные навыки! Поэтому давайте ему кушать самому как только он в состоянии управляться (пусть худо-бедно) с ложкой.

Если вы приучаете ребенка кушать самостоятельно, принимать ту еду, которую мама приготовила, не выбегать из-за стола, то вам придется убирать еду (предупредите ребенка об этом заранее), если он от нее отказался или убежал играть.

Не нужно 100 раз возвращать и убирать тарелку. Так вы лишь запутаете малыша. Но предупредив один раз, второй вы тарелку уже не возвращаете. Да, ребенок может быть расстроен! А ваше родительское сердце может обливаться кровью, но если вы будете последовательны, тверды, но при этом сможете не сердиться, а сочувствовать и поддерживать ребенка эмоционально, то он быстро усвоит урок! И научится кушать за столом, сам и то, что сегодня есть для всей семьи!

Однако, случится это «обыкновенное чудо» лишь в том случае, если вы уберете из зона доступа все съедобное! Да-да! ВСЕ! Я совершенно серьезно! И вам тоже придется обойтись без сушечки какое-то время!

Если вам пришлось выдержать границу и убрать тарелку с едой, и вы переживаете, что ребенок остался голодным, сделайте следующую трапезу раньше обычного. Пусть у вас случится второй завтрак или полдник. Но пройдет он по вводимым вами правилам. Чем более последовательны вы будете — тем проще ребенку будет привыкнуть к порядку.

И немного про мультики за столом! Прием пищи всегда во всех культурах и традициях был регламентирован определенными правилами. И это — не случайно. Во время приема пищи наше подсознание открыто и незащищенно! Поэтому любая информация в этот момент попадает очень глубоко. Мультфильмы отвлекают ребёнка от главного дела — еды, работы над своей жизнью! Они развлекают, перегружают нервную систему, оттягивают поток энергии от процесса пищеварения к обработке визуального ряда!

Атмосфера за столом должна быть спокойной, дружелюбной, в достаточной мере сосредоточенной на процессе принятия пищи!

Ну и, конечно, постарайтесь не делать пищу поощрением, наказанием или способом утешения для ребенка. Так вы поможете ему сохранить здоровое пищеварение, мотивацию и избежать разного рода расстройств пищевого поведения, которые все чаще лишают современного человека здоровья!

Автор: Катерина Сорокина.