6 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В СИМБИОЗЕ С МАМОЙ

Современные родители прикладывают как никогда много усилий, чтобы как можно лучше воспитывать своих детей! Они посещают курсы, семинары, читают так много книг, что порой могли бы написать по меньшей мере дипломную работу по педагогике и психологии детского возраста. Однако, почему то проблем в отношениях детей и родителей не становится меньше! А развитие ребенка в итоге вызывает больше вопросов, чем дает ответов — развит не по годам, но в 6 лет все еще ходит в туалет с мамой; читает по-английски, но не умеет играть со сверстниками; решает сложные математические задачи, но невыносим и эмоционально-неустойчив в любом общении.

      Почему так происходит? Растут физически их тела, прибавляется лет, развивается интеллект, но в чертах характера современных детей отчетливо видно психо-эмоциональное застревание где-то в промежутке между 1.5-2 годами! Любая неравномерность в развитии вызывает массу проблем! И если нарушения на физическом уровне мы легко видим и понимаем какой огромный дисбаланс они вносят в жизнь ребенка (скажем, если одна нога ребенка растет в соответствии с общей пропорцией тела, а вторая по какой-то причине останавливается в росте). То дисбаланс внутренний заметить бывает сложнее, особенно когда все большее количество детей имеют одни и те же проблемы, тогда маме кажется, раз у многих так, значит все нормально? Вот только отношения с ребенком все сложнее и кнфликтнее, вот только почему-то теряется  в них тепло и близость, уходит радость из материнства, уходит мотивация и детское любопытство у самого ребенка.

      По моим многолетним наблюдениям и практике работы с семьями детей совершенно разного возраста, проблема кроется в том, что ребенок и мама никак не могут выйти из естественной, но у многих задержавшейся фазы симбиотической связи, что всегда тяжело и для ребенка, и для мамы. Почему же сейчас эта проблема приобрела такой частый, я бы даже сказала массовый характер?

      Каждый случай безусловно индивидуален, даже когда в семье несколько детей, каждая пара мама-ребенок — уникальны и неповторимы! Тем не менее, хочу выделить сегодня 6 основных причин такого «зависания» в симбиозе:

1.  Сильно изменился семейный, родовой и социальный уклад жизни, который тысячелетиями был гарантом и помощником родителям в проведении детей по основным фазам развития и личностного становления. Буквально в каждой традиционной культуре существовали инициации, отмечающие переход ребенка с этапа на этап. И уже не было сомнений, не было возможности удержать, подождать, отложить. Да и у ребенка не было даже мысли взять и взбунтоваться естественному ходу событий, обидеться на маму — так младенец становился мальчиком, мальчик начинал выполнять новые обязанности, получал больше прав, видел свое место в общине, с его возможностями, ответственностями и соответствующими возрасту ограничениями.

2.  Информационная перегрузка, которой сегодня оказываются подвержены все дети, находясь постоянно в насыщенной информационной среде, уже в первый год-два жизни получая такую массу все ускоряющего свой бег информационного потока, с которым раньше ребенок не сталкивался и за 5-7 лет жизни. Поток обрушивается на незрелую нервную систему современного ребенка зачастую хаотично, ускоряя интеллектуальное развитие за счет стимуляции когнитивной (понимание) сферы. А вот энергии, опыта для эмоционально-личностного  развития оказывается недостаточно. Я уж не говорю о случаях, когда родители активно используют с рождения методики раннего развития в любых их вариантах. Вот и получаем мы таких «головастиков» не умеющих регулировать свои эмоции, не понимающих себя и других, постоянно напряженных, утомленных, готовых сорваться в истерику от малейшего пустяка. А еще раннее интеллектуальное развитие, опережая психическое, создает у ребенка много тревоги и страха перед внешним миром, в компенсацию этого он стремится еще надежнее держаться за уютный симбиотический мирок «мы с мамой».

3.  Многие нынешние мамы сами не имели опыта выхода со своей мамой из симбиотической связи, они не знают как помочь ребенку в обретении им самостоятельности, они не видели в своем детстве как мама может менять качество взаимодействия с ребенком, сохраняя при этом с ним глубокий контакт, доверие и понимание. Их собственных внутренний ребенок, так и не обретя взрослой внутренней точки опоры чувствует себя хорошо, лишь погружаясь в симбиотическое пространство «мы», для которого ребенок кажется идеальным партнером, создавая чувство уверенности, придавая смысл жизни, давая энергию жить. И так «Мы» кушаем, «Мы» поступаем в школу, «Мы» заканчиваем университет…

4.  Роль отца бесценна в воспитании и становлении личности ребенка и его переходе от внутреннего пространства симбиотической связи с матерью к более сложной социальной структуре отношений — семья! Отец традиционно был помощником, в выходе из симбиоза и тем, кто знакомил и адаптировал растущего ребенка ко все большей самостоятельности и активности во внешнем мире. Однако, так исторически сложилось, что на протяжении нескольких поколений отцы пропадали из семьи — в Первую мировую, в революцию, в гражданскую, в период репрессий, во Вторую мировую…. Женщины теряли мужей, дети традиционно росли с мамами и бабушками, постепенно эта модель стала закрепляться в сознании рода как эффективная для выживания и воспитания потомства. И, зачастую, программа, пришедшая к нам из травмы поколений, запускается бессознательно, вызывая острые раздоры между супругами по поводу воспитания малыша. Женщина чувствует в муже того, от кого она начинает «спасать» ребенка, ведь папы всегда и все делают не так… Они так никогда и не станут хорошей мамой! Вот только роль отца — другая! А осуществить ее порой оказывается ой как не просто! Кто-то из пап борется, и в семье нарастает напряженность. Кто-то сдается, и мама полностью посвящает себя ребенку, залипая в затянувшемся симбиозе все глубже. Кто-то просто уходит, в надежде построить другие отношения.

5.  Социум постоянно транслирует женщине установку, что она ценна только в роли матери. Реализация себя как женщины, как профессионала не вызывает такой поддержки. Кто-то смотрит сочувствующе, кто-то с осуждением, кто-то с ожиданием, мол скоро наконец образумится! Но многие женщины наконец ощущают принятие со стороны родственников, друзей, общества в целом лишь тогда, когда полностью погружаются в материнство, становясь 100% мамами, оставляя на задворках все остальные роли, которые не менее важны для воспитания и здорового развития малыша! Как-то незаметно, но верно мама становится приложением к ребенку, ее жизнь имеет смысл и значимость лишь в контексте ее материнства, что конечно же заставляет ее надежно держаться за симбиоз с ребенком!

6.  Современные родители очень образованы и кажется, знают все об интеллектуальном развитии ребенка. Мамы в поликлинике, в песочнице, в социальных сетях постоянно обсуждают кто уже…научился считать, писать, читать, кто еще не… и когда уже давно пора, а то… Летают цитаты, ссылаются на источники, блещут методологией развивающих методик! Но, оказывается, что практически ничего не известно о фазах развития личности, о природном плане развития Человека Человеком! Да и откуда взяться такой осведомленности, ведь почти столетие личность рассматривалась сначала, лишь как единица общества, а в последние десятилетия — как единица рынка потребления!

      Если Вы хотите восполнить этот пробел и узнать больше о природных фазах развития личности ребенка, о задачах мамы и папы на каждом из этих этапов, об ошибках и сложностях, с которыми нам приходится сталкиваться на этом пути, а так же о возможностях все же помочь нашим детям выйти в самостоятельность, завершить симбиоз и построить с ребенком работающие, теплые и здоровые отношения, я приглашаю вас на бесплатный практикум 22 апреля в 19:30 мск.

«Симбиоз: мама+ребенок или выход в самостоятельность?»

Для участия в практикуме пройдите регистрацию  http://wp.intumama.ru/page/simbioz-ss/

На практикуме вы получите ответы:
  • В чем главный секрет симбиотической фазы развития ребенка?
  • Бывает ли симбиоз с папой или бабушкой?
  • Почему если вы даете ребенку свободу, он зачастую не спешит ей пользоваться?
  • Самостоятельность или привязанность — для Чего, Когда и Зачем?
  • Какие действия мамы формируют самостоятельность ребенка?
  • Почему последовательность действий очень важна?
  • Реальности воспитания: усталая улыбка вместо радости. А почему так?
  • Мама и совет бабушки в ответе за ребенка… Роль отца и роль отношений между родителями
  • Что любая мама знает не по наслышке о симбиозе?

Автор: Катерина Сорокина