Увы довольно много родителей, которые не могут понять его причуд и истерик на ровном месте, которые перепробовали массу советов и даже сводили уже ребенка к детскому психологу, но… он по прежнему часто истерит и капризничает, требует то одно, то другое, ревет посреди самого веселого праздника и не ценит усилий, которые приложили родители, чтобы организовать ему День Рождения с клоунами и аниматорами!
Я долгое время размышляла, ну как же так получается, что именно ко мне в программы попадают семьи с чувствительным ребенком, которые уже отчаялись понять как наладить с ним сотрудничество и общение! Потом я поняла, наверное Судьба, Жизнь, Провидение, как ни назови эту высшую силу, приводит ко мне этих замечательных родителей удивительных детей! Приводит потому, что я знаю, знаю из собственного опыта чувствительного ребенка, которым я была когда-то, что прячется за опущенными ресницами этого ребенка, который все замечает в деталях, но не очень спешит к активному общению! А еще я знаю тоже из собственного опыта, что значит быть мамой чувствительного ребенка, потому что я вырастила такого сына, и я знаю, как бывает непросто подобрать ключик к его индивидуальности, наладить ежедневную рутину его жизни и справиться с поведенческими и эмоциональными всплесками и бурями, казалось бы на ровном месте!
Что мог бы рассказать нам такой высоко чувствительный ребенок? Как он ощущает и переживает этот мир? Попробуем заглянуть на ежедневную рутину маленького человека с его стороны!
Я — Андрюша!
Мама часто говорит — никогда не поймешь этого ребенка! Бабушка говорит — бедненький мальчик! А папа говорит — да что с ним такое!
Я не всегда могу сказать что со мной, когда мама почти кричит — ну чего, чего опять тебе не так?!!! Когда папа говорит — ты успокоишься в конце концов или нет?!!! Я же не знаю — успокоюсь я или у меня не получится! Я не знаю, что я должен говорить в эти моменты, да и вообще слова от меня часто куда-то убегают, я их в голове ищу, а их как будто нету. Но я могу рассказать вам просто о том, какая у меня жизнь и что я помню про недавно, про садик, про моего медведя и как я ходил в клуб на прошлой неделе.
Иногда мне говорят, что я робкий и стеснительный, иногда мама сердится, что я все время на что-то жалуюсь, а папа говорит, что я распускаю нюни как девчонка. Тогда мне хочется плакать. Но я стараюсь не плакать, иначе и мама, и папа так плохо чувствуют внутри, что уже не важно, что они говорят! Иногда они меня жалеют, но внутри им больно, и тогда мне тоже больно — в животе! Поэтому я стараюсь не плакать, но это трудно, и тогда я все равно плачу, и не могу остановиться!
Иногда мне не верят, особенно Ольга Ивановна в садике, а иногда даже мама не верит! Но я правда чувствую, что майки порой колючие, особенно когда мама их только что купила! А в садике, когда нам стелят простынку с мишками — мне нравится, а когда с зайцаи — они жесткие и щекочутся! Я тогда кручусь и не могу уснуть, а Ольга Ивановна меня ругает и говорит, что я не послушный и балуюсь. Я расстраиваюсь, и вечером после сна у меня плохое настроение, тогда мы часто ссоримся с мамой.
А еще я не люблю музыку в садике. Когда мы танцуем — это здорово! А когда нам дают разные музыкальные инструменты и мы в них играем, то все гремят и звенят, и у меня болят уши. Я тогда хочу на всех закричать, чтобы перестали! А вчера Маша гремела бубном прямо мне в ухо! Я ее толкнул, чтобы она перестала, а она упала и плакала. Меня ругали, но это ничего! Я сам жалел, что толкнул, потому что я чувствовал, как Маша об стул стукнулась и ей правда больно было, и я опять чувствовал боль у себя в животе.
А теперь я болею. У меня температура. Сегодня я лежал в кровати с горчичниками и думал о том, как на прошлой неделе мы с мамой ходили в клуб. В клуб мы ходим давно, еще до садика ходили. Мне там нравится! Я там всех знаю, а Нина с нами рисует и клеит! Но на прошлой неделе в клубе все было не правильно! Все было не на своих местах, и краски, и бумага! А цветок на окне распустил 2 бутона, но на горшке откололся рисунок сверху! Я подумал, что кто-то уронил горшок, раз он откололся. И я заплакал, потому что представил, что бутоны могли сломаться и так никогда и не распуститься! А Нина стала меня успокаивать, она думала, я плачу потому что не нашел краски на месте. Она не поняла про горшок, хотя я ей пытался объяснить! Вообще Нина многое понимает, но, наверное, я плохо объяснял, потому что говорить и плакать трудно!
Потом мы сели рисовать мимозу — она пушистая и красивая как маленькие цыплята, которые держатся за палочку. Это смешно! Правда когда мы рисовали, у меня начала болеть голова и чем-то плохо пахло! А когда Нина сказала: «Понюхайте, как здорово пахнет мимоза!» — у меня еще сильнее заболела голова. Оказалось, что так плохо пахло мимозой, мне не понравилось и я не хотел ее нюхать, а все ждали пока я тоже понюхаю. Я хотел уйти в коридор, чтобы подышать без мимозы, но мама сказала, чтобы я шел обратно рисовать. Я пошел, но мне уже все не нравилось. Нина сказала, что мы будем петь про мимозу, но музыка была громкая, и я не хотел петь со всеми! Мне показалось, что лицо у Нины от этого стало грустное, и мне тоже стало совсем грустно! В общем в клубе мне тогда не понравилось!
А когда мы уходили, мама сильно затянула мне шарф. Я хотел его сделать не таким тугим, но мама не разрешила потому что холодно на улице, и мы пошли домой. Я хотел к себе в домик под столом быстрее попасть, чтобы там спрятаться, чтобы голова не болела, и чтобы никто со мной не говорил. Но дома приехали папины друзья, и мне все говорили, чтобы я показал свой рисунок, а я не хотел и расплакался! Один дядя из папиных друзей хотел меня успокоить и подбрасывал в воздух, но я вырвался и убежал к себе под стол, потому что очень болела голова, а от его рук пахло сигаретами.
Мама и папа потом о чем-то спорили на кухне очень громко, и мама сказала, что у меня истерика, а папа сказал, что я избалованный нытик. А потом я не слышал потому что уснул прямо под столом с моим мягким медведем в обнимку. Медведь всегда мне помогает успокоиться, правда папа говорит, что я уже большой, чтобы играть с медведем. В общем, это был плохой день!
А сегодня я болею и никуда не нужно идти, и не нужно быстро собираться, и никто вокруг не бегает не шумит, и это хорошо! Мой медведь рядом, а мама читает мне книжки! Это здорово! Хотя, я наверное скучаю по друзьям в садике!
Знаете, я правда хочу быть хорошим, не устраивать истерики, слушаться, и чтобы мама и папа радовались, но пока у меня не всегда получается…
Как же найти подход к воспитанию ребенка с повышенной чувствительностью? Родителям таких детей крайне важно знать о реальных особенностях своего ребенка, о его потребностях и своих задачах как воспитателей такого ребенка!
Подробнее я расскажу обо всех особенностях воспитания высоко-чувствительного ребенка 14 апреля в 19:30 мск. на бесплатном практикуме: «11 больших Почему о ребенке с повышенной чувствительностью»
ВХОД на практикум по ссылке: https://login.webinar.fm/intu_mama
На практикуме вы получите ответы:
- Почему часто уговоры только усиливают истерику?
- Почему ребнок сильно теряется, когда его считают застенчивым, стеснительным или робким?
- На что такой ребенок реагирует частыми болезнями?
- Почему обычные подходы воспитания «как с упрямым ребенком» не работают совсем?
- Почему даже четко выставленные границы часто не срабатывают?
- Почему с ним бывает так трудно договориться?
- Как научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми?
- Как избежать постоянных эмоциональных срывов и истерик?
- Почему ему «вразы» труднее отпустить маму и стать более самостоятельным?
- Как помочь такому ребенку раскрыть свой потенциал с учетом особенностей его нервной системы?
- Как родителям не сойти с ума, и научиться отличать особые потребности от манипуляций?
Автор: Катерина Сорокина